Интересная по музыке и очень странная пластинка. Предчувствие конца. В том смысле, что конца звука и манеры, в которой играла группа все последние годы. Хотя и составы, и манера и звук менялись постоянно, грандиозность King Crimson как была задана на первом альбоме, так и ощущается здесь. Но – предчувствие конца, тем не менее, не обманчиво. Следующий альбом будет последним – для привычной ипостаси группы. И – еще более странным и истеричным в прощании со стилем и столкновением с традиционным роком, который, кажется, победил команду, если бы Фрипп не взял паузу и не свернул в совершенно другую сторону. Две с половиной песни записаны в студии, остальные – взяты с разных концертов, но это, в общем, не заметно. Концертные записи обработаны в студии и ничем не отличаются от студийных. У Заппы две трети альбомов записаны таким способом. The Great Deceiver врубается сразу такими злыми и сложными фразами – в принципе, это чистый фьюжн, джаз-рок со скрипкой. Непростая структура, с остановками, полиритмией, в каком-то приближении по построению это уход куда-то к Mahavishnu Orchestra. А по резким остановкам и речитативу – к Заппе. Недлинное соло скрипки на тяжелом риффе группы снова тянет в джаз-рок, а куплет уже валится в тяжелый, очень сложный, но – тяжелый рок. Lament – сразу же, без секундного перерыва после грохота первой песни. Начало - как песня-размышление, с красивой мелодией и настроением печали и разочарования в выбранном пути. Вторая часть по тяжести приближается почти к Black Sabbath, только в тысячу раз затейливее и ярче. Последняя строфа – I Like The Way пропевается уже на прямой, откровенно хард-роковой структуре, если все упростить внутри, то будет Deep Purple – но финал снова – черный, мрачный фьюжн. Эти вспышки тяжелого рока не преобладают, они пока просто элементы в закрученной, традиционно эклектичной и симфонической структуре музыки группы. Но они возникают с настораживающей регулярностью. We’ll Let You Know – фактически, заявка на альбом Red – но, поскольку Red еще не записан и не сочинен, то это – чисто кримзоновская, вполне ожидаемая вещь, позволяющая расслабиться – группа все та же, музыка осталась прежней. The Night Watch – здесь в музыке больше Уэттона, чем Фриппа и все остальных. Мастер душераздирающих баллад, Уэттон очевидно подминает под себя выстроенный годами стиль, если бы не инструментальная поддержка и развитие с гитарой Фриппа, звучащей как всегда с бесконечным сустейном, то это была бы отличная поп-песня. А так – отличная песня King Crimson. К слову сказать, что касается лирики, то есть, текста и соответствия текста музыке, то Night Watch- идеальная штука. Рембрандт, «Ночной Дозор», семнадцатый век, мушкетеры, пистолеты, плащи и шляпы, ночь и старый город – это куда больше соответствует музыке группы, чем направленность первых двух песен. Социальная сатира и протест против законов шоу-бизнеса, обывательщины и, вообще, мира чистогана и наживы – не то, чтобы плохо, но как-то мелковато и бытово по сравнению с грандиозной музыкой King Crimson. Музыка в первых двух вещах явно перевешивает, звучит отдельно от смысла текста. В Night Watch же – полное слияние и это здорово. Изумительная импровизация Trio, сыгранная вживую – и хорошо, что Уэттон здесь ничего не поет - при всем уважении. Музыка сильнее слов. Откровенно страшный The Mincer - тоже сымпровизированный – вот это уже не джаз-рок, не фьюжн и не тяжелый рок – это снова возврат к своему уникальному стилю, которому нет названия. Вторая сторона пластинки просто валит с ног. King Crimson записали очень много великолепной музыки и говорить о том, что это, дескать, «лучшее» из записанного – странно. Но впечатление от двух композиций – Starless And Bible Black и Fracture остается сильнейшее. То, что это лучшее из того, что сыграл Уэттон – по мне – так. Обе пьесы четко расписаны по структуре, но на ней лежит групповая импровизация, выдержанная абсолютно в стиле, нагнетание, с точно подобранными и в нужных места расставленными «техническими» звуками, со страшной искаженной бас-гитарой, с поющей и воющей гитарой Фриппа, наступающими ударными Бруфорда – возможно, для 1974 года это была сильнейшая музыка из всех записанных где-либо. Мощь, безумствующая скрипка, тяжелая поступь риффов группы, превосходящая «Шизофреника» - про него уже забываешь после Fracture. Группа сметает всю рок-музыку, сыгранную в семидесятые. Мне видится так, что этот альбом, особенно две последние вещи – лебединая песня «старого» King Crimson. И, возможно, самая прекрасная из всех спетых группой. Дальше будет Red – как эпилог.