Найти в Дзене
Размышляхи

Почему заговоры бабок-шептух и колдунов-ведунов работают, или психоанализ веры в магическое исцеление

Давайте порассуждаем над таким очень интересным вопросом, как вера очень многих из нас в магическое действие целителей, заговоров, бабок-шептух, катание яйцом по телу и т.п.  Недавно мы об этом говорили с некоторыми психологами, и есть разные точки зрения на этот вопрос.  Я очень соглашусь с тем, что здесь работают процессы самовнушения, самонастройки (это ещё можно назвать самоисполняющимся пророчеством) и суггестивные механизмы.  Но сейчас я хочу обратить наше с вами внимание именно на такой вот аспект: для того, чтобы эти процессы заработали, нужен соответствующий контакт, соответствующее поле взаимодействия, соответствующие ритуалы, запускающие эти самые механизмы самовнушения и суггестивности. Иначе говоря, нужен человек, готовый точно также включиться в это психическое поле, создавая общую атмосферы веры и доверия друг другу и высшим силам.  Плюс ещё к этому, я считаю, что тут работает и механизм, так называемых, переходных объектов психики (Маргарет Малер об этом более подр

Давайте порассуждаем над таким очень интересным вопросом, как вера очень многих из нас в магическое действие целителей, заговоров, бабок-шептух, катание яйцом по телу и т.п. 

Недавно мы об этом говорили с некоторыми психологами, и есть разные точки зрения на этот вопрос. 

Я очень соглашусь с тем, что здесь работают процессы самовнушения, самонастройки (это ещё можно назвать самоисполняющимся пророчеством) и суггестивные механизмы. 

Но сейчас я хочу обратить наше с вами внимание именно на такой вот аспект: для того, чтобы эти процессы заработали, нужен соответствующий контакт, соответствующее поле взаимодействия, соответствующие ритуалы, запускающие эти самые механизмы самовнушения и суггестивности. Иначе говоря, нужен человек, готовый точно также включиться в это психическое поле, создавая общую атмосферы веры и доверия друг другу и высшим силам. 

Плюс ещё к этому, я считаю, что тут работает и механизм, так называемых, переходных объектов психики (Маргарет Малер об этом более подробно писала), в качестве которых выступает в том числе и ритуальность. Причём в такой ситуации запускаются архитипичные образы мудрой матери-ведуньи или отца-колдуна, которые водой, обкатыванием тела яйцами и шептанием молитв и заговоров из древних сказок и преданий как будто поднимают на поверхность спящие где-то в глубине силы самоисцеления психики и всего организма. Это будто возрождает или воссоздает недостающую или пошатнувшуюся внутреннюю опору, когда её не хватает по разным причинам: когда тревога и страх оказываются сильнее, и привычные способы с ними справиться уже больше не помогают, а ресурсы организма в этой внутренней борьбе очень быстро истощаются. 

Как ни странно, но есть реальные случаи, когда сами врачи отправляют к бабкам: так было с моим родственником, когда у него была "рожа" на ноге, которая от лечения медпрепаратами никак не проходила, а после общения с бабкой прошла сразу же — с первого раза. Возможно, именно вот эта бабка и была тем недостающим для его психики элементом внутренней опоры для запускания механизма самоисцеления.

Ведь врачи иногда вот так вот шутят: "Если пациент решил умереть, то мы оказываемся бессильны, но если пациент решил во что бы то ни стало выжить и выздороветь, то и в этом случае мы тоже бессильны" 🤭

В этой шутке речь о том, что сила жизни и вера самого человека играет самую важную роль в его исцелении, а уже все остальные инструменты — просто в помощь.

Есть ещё именно на эту тему очень интересный художественный роман Ивана Ефремова, который называется "Лезвие бритвы". Хочу как-нибудь его перечитать, и вам советую, тем более, если вы его ещё не читали.

_______

Ещё статьи на эту тему:

Психоанализ

Встреча или контакт

___________

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтоб не пропустить выпуск следующих статей!