Найти тему
Travel, Cook & Book

"Лики модерна" в Инженерном корпусе Третьяковки: успеть посмотреть до 14 августа

Оглавление

В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная искусству модерна, появившегося на излёте 19 века и ставшего художественным языком целой эпохи. Ушедшей прекрасной эпохи...

Выставка небольшая, состоит из трех очень разных частей:

  • всевозможные афиши;
  • крупные декоративные картины (Судейкин, Билибин, Бакст, Бродский) и скульптура (Голубкина, Конёнков, Андреев);
  • персональный зал художника Василия Денисова, мало уже кому известного.

Но обо всем по порядку.

Афиши.

Кажется, что на рубеже XIX - XX веков рекламировали буквально всё: подписку на журналы, съезд овцеводов, вербный базар, конные состязания, бал-маскарад и многое-многое другое (смотрите галерею ).

Афиши выглядят очень свежо, некоторые – иронично. Вот эскиз афиши "Выставки русских и финляндских художников", с которой в 1896 году начинался будущий "Мир искусства". Бакст шикарен в своей легкой иронии: финка и русская вышли с собачками, их обнюхивание символизирует дружбу культур.

-3

Так же есть работы Бакста фреска из четырех плакатов о балете "Мученичество святого Себастьяна".

-4

Среди хлестких афиш выделяются "Выставка керамических изделий" с античными гончарами.

-5

"Карнавал охотничьего клуба" с графичными профилями Судейкина,

-6

Афиша «Бала-маскарада Монстр», имевшего место в Санкт-Петербурге в 24 января 1901 г.

-7

Мало того, что она хороша сама по себе – превосходной композицией, яркой графикой, великолепным шрифтом и безупречной печатью – она еще и повествует о том, как весело и изобретательно проводили время.

Выполнил эту работу петербургский художник Павел Тер-Аствацатуров, творивший под псевдонимом Поль Ассатуров. Он известен как автор карикатур и рисунков в сатирических журналах («Буравчик», «Застрельщик», «Злоба дня», «Огни жизни», «Петрушка», «Свободный смех»). Его имя наверняка кануло бы в Лету, но ему повезло: он сделал плакат для первого русского художественного фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин», 1908).

-8

Роскошные гирлянды "Праздника цветов на Ривьере". Только он состоялся не на далёком Лазурном берегу, а в московском Благородном собрании...

Неожиданная зарисовка певицы Вяльцевой во всем великолепии точеной фигуры, изысканной пены бледно-алого платья и с напряжённым, внимательным лицом.

Евгений Бауер. Афиша гастролей Анастасии Вяльцевой.
Евгений Бауер. Афиша гастролей Анастасии Вяльцевой.

Кто сейчас знает, кто такая Анастасия Вяльцева? А когда-то по фамилии практически никто певицу Вяльцеву не называл. Обычно говорили «несравненная». Пошло с легкой руки репортеров – и прижилось. Почитать подробнее можно тут.

Безусловно, один из выдающихся плакатов, но висит как-то на проходе.

А ведь эту афишу выставки афиш в Строгановском училище нарисовал совсем уже удивительный в данной компании человек - архитектор Лев Николаевич Кекушев!

Второй зал, где представлены крупные декоративные картины и скульптуры

-11

Зал с существенной «литературной» составляющей – с портретами Иванова, Ахматовой, Гумилева, Кузмина и Белого.

-12
Андрей Белый. Работа Голубкиной
Андрей Белый. Работа Голубкиной

Тут же работы Бродского, того самого, который потом Ленина будет писать.

-14

А ведь эта работа, написанная на Капри, в гостях у Горького!

Не пропустите вот эту работу, Николая Ульянова, Анны Николаевны Бурышкиной - жены Павла Афанасьевича Бурышкина, московского промышленника, коллекционера и мецената, издателя газеты "Утро России".

-15

Дочь московского судьи Николая Александровича Органова и Варвары Павловны, урожд. Кавериной. Замужем за московским промышленником, директором "Товарищества мануфактурных товаров А. В. Бурышкина" (с 1912), гласным Мосгордумы (1917), коллекционером и меценатом, издателем газеты «Утро России», министром финансов временного правительств Колчака в Сибири (1919), автором книги "Москва купеческая" (Нью-Йорк, 1954) Павлом Афанасьевичем Бурышкиным (1887 – 1953). Увлекалась поэзией, танцами. Благотворительница. После 1917 вся семья эмигрировала во Францию.

Тут же скульптурный портрет Василия Ивановича Денисова работы Коненкова (обратите внимание на автограф)

и работа Денисова "Грех".

Если вам этой работы показалось мало, и вам кажется, что вы что-то не поняли, для вас - дальний маленький зал.

Он весь посвящен Василию Ивановичу Денисову. Художник мне был неизвестен. Родился в семье священника в Польше, окончил в Варшаве музыкальный институт по классу волторны. Переехал в Москву, где самостоятельно стал осваивать профессию художника, в 1890х годах занимался в мастерской Коровина, стал почитателем Врубеля, писал импрессионистские пейзажи, картины в духе символизма, в 1910 году состоялась его персональная выставка в Москве. После революции писал эскизы плакатов и для торжественных заседаний в Большом театре. Умер в нищете от голода в г. Загорск (нынче Сергиев Посад) в 1922 году...

-18

Особенно интересен эскиз панно "Памяти Врубеля". Демон летит, но в позе Поверженного, рядом - испуганные ангелы, ковры с хороводами неясных фигур.

-19

Наверное, интереснее посетить выставку с экскурсией, чтобы погрузиться в ту самую "прекрасную эпоху", которую олицетворял модерн, узнать все неочевидные связи экспонатов, авторов, ибо без экскурсии ощущения остались странные.

Особенно, вспоминая выставки в Пушкинском музее, посвященные британскому и французскому плакату, но это уже другая история.

Постараюсь ее рассказать.

А вы пока сходите на выставку про модерн, успеть надо до 14 августа!

Адрес и часы работы выставки:

Инженерный корпус, г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

метро Новокузнецкая/метро Третьяковская/метро Полянка

ВС, ВТ, СР: 10:00 — 18:00 (кассы и вход до 17:00)

ПН: выходной

ЧТ, ПТ, СБ: 10:00 — 21:00 (кассы и вход до 20:00)

Билеты можно купить онлайн или в кассе, ажиотажа нет.

Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.

Я на других площадках:

Инстаграм / Facebook / Вконтакте / Одноклассники /

#выставкивмоскве #искусство #модерн #кудапойтивмоскве #третьяковскаягалерея

Музеи
137 тыс интересуются