Вот мало кто задумывается, а ведь солипсизм невозможно логически опровергнуть.
Сколько бы там разные умники ни пинали булыжники – нет никакого способа убедиться, что самому умнику не снится и сама эта его идея проверить реальность мира, и сам способ проверки, и результат – такой убедительный, да.
Конечно.
Без подтверждения окружающими она все равно ничего не стоит – а как доверять этому подтверждению, если сами окружающие ему, возможно, тоже сняться, со всеми их философскими беседами?
Если он их сам себе «приснил» – ясное дело, они ему что хочешь подтвердят.
Опять же, во сне разве не бывает, что разные персонажи действуют как бы сами по себе, и вам никак не подчиняются? И только проснувшись, можно сообразить, что все их автономные действия и проч. были всего лишь частью вашего же сновидения. Как и всякие якобы неожиданные для вас происшествия и повороты сюжета.
Так что…
Какие у вас есть убедительные доказательства, что эту запись вы читаете на самом деле, а не воображаете себе процесс чтения – вместе со всем окружающим миром и самим собой внутри этого мира?
На самом-то деле вся картинка мозгом создается, у него «на входе» – только электромагнитные колебания и электрические импульсы в глазных нервах.
Кстати, «мозг» и «импульсы» – они ведь тоже видны только умом.
А чем вы видите ум?
Это сейчас было не просто риторическое вопрошание. Попробуйте как-нибудь на досуге с этим вопросом разобраться. Очень освежающее может получиться расследование.
Между прочим, т.н. ощущение свободной воли – из той же серии. Довольно сновиденческое, если подумать.
Как бы вы ни были уверены, что то или иное действие исходит непосредственно от вас, и могло бы быть каким-то другим – это всего лишь ваша уверенность. Кроме привычки она ни на чем не основана.
Смотрите. Само желание почесать нос или поднять руку, чтоб убедиться в произвольном управлении своими действиями – оно же, при ближайшем рассмотрении, не «из вас» родилось. Кто-то снаружи вам сказал, что свободной воли нет, что и стало толчком. Или нос зачесался – сам собой, между прочим, помимо вашей воли, вы и не планировали. Зачесался и все.
Или испугались/обрадовались чему-то, и стали соответственно перемещаться в пространстве – сам испуг или радость вы же у себя не вызывали. Это только говорится так, «испугался» – на самом-то деле испуг произошел, абсолютно вне вашего контроля. Ну, и так далее.
То есть, если посмотреть, у любого вашего действия, как бы произвольного, обнаруживается такая разветвленная сеть предшествовавших причин – ни одну из которых вы, на самом деле, никак не контролируете, – что как-то немного неверно итоговое действие приписывать именно «себе».
А идея, что мог бы поступить так, вот так или так – и сам выбрал конкретный вариант, – это… как бы помягче… память о возможности выбора плюс то же самое «незамечание» конкретных причин конкретного же выбора.
Впрочем, если вы об этом никогда не задумывались, – эта информация вам сейчас никак не пригодится.