Мы поговорим сегодня ещё об одном Рябушинском - Николае Павловиче. Странный, противоречивый и одновременно - искренний и увлекающийся человек, которому удалось оставить яркий след в истории русской культуры.
Слабое звено
Какие всё-таки разные дети иногда родятся у одних и тех же родителей. О Степане Павловиче Рябушинском я рассказывала в прошлой статье. Основательный, рачительный, предприимчивый промышленник и банкир, человек строгой дисциплины. Такими же были и другие братья.
Павел Павлович - незаменимый помощник отца в деле, а после его смерти в 1899 году - руководитель семейного предприятия, ставшего к этому моменту "Товариществом мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями". Все сыновья получили наследственные паи, но авторитет Павла Павловича как главы компании был непререкаем. Впоследствии Павел Павлович станет ещё и одним из ведущих политиков Российской империи.
Владимир Павлович - такой же активный участник управления "Товариществом", а затем и Банкирским домом братьев Рябушинских, преобразованным в 1912 году в Московский банк. Его здание, кстати, всем хорошо известно. Оно находится в самом центре Москвы, на Биржевой площади.
Лучше всего отношение Владимира Михайловича к делу характеризуют эти сказанные им слова:
"Родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей"
Владимир Павлович тоже занимался политической деятельностью, в 1913 и 1917 гг. избирался гласным Городской Думы.
Сергей Павлович - сооснователь, вместе со Степаном Павловичем, первого в России автомобильного завода АМО (завод им. Лихачёва).
Михаил Павлович совместно с братьями руководил финансами семейного дела, стал учредителем Банкирского дома братьев Рябушинских, был членом правления Харьковского земельного банка.
Дмитрий Павлович - выдающийся учёный, русский и французский гидроаэродинамик, создатель первого в Европе Аэродинамического института в своём имении Кучино, президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. Получил степень доктора наук в Сорбонне. В эмиграции ему удалось почти невозможное: он стал членом-корреспондентом Французской Академии наук.
Фёдор Павлович - человек науки, как и его брат Дмитрий. Страстно увлёкшись географией, организовал научную экспедиции Русского географического общества на Камчатку, при этом затратил на финансирование самой экспедиции и на обработку и издание её материалов порядка 700000 рублей. Сам Фёдор Павлович не смог принять участие в проекте. Он был болен туберкулёзом, от которого скончался в 1910 году. Ему было всего 24 года. В память о нём экспедиция была названа его именем: экспедиция Рябушинского. Это была уникальная по размаху экспедиция в истории русского землеведения, организованная на частные средства.
Вот такие братья, достойные сыновья своего отца. И только одно яблоко упало очень далеко от этой яблони.
Николай Павлович никакого интереса к коммерции и предпринимательству не проявил, пай в Товариществе продал братьям и стремительно начал проматывать наследство. Настолько угрожающе стремительно, что братья даже обратились к московскому генерал-губернатору и добились учреждения над ним опеки, которая была снята только в 1905 году, после чего кутежи и мотовство продолжились.
Николаша
Таким было его прозвище в Москве. И ещё его звали "шалым". Таким и был. Притчей во языцех стали его широкие застолья и дорогие подарки пассиям. Пассий, как и жён, было немало. Справедливости ради, надо сказать, что был он действительно щедр и великодушен к женщинам. Друг Николая Павловича, художник С.А. Виноградов, написал в своих воспоминаниях:
"Все жены и не жены, с которыми потом расставался добро и незлобиво Николай Павлович, были всегда щедро, богато обеспечиваемы им"
Почему у меня возникает ассоциация с Монте-Кристо? Конечно, он совсем не напоминает характером целеустремлённого до фанатизма литературного графа. Но вычурность его сверхдорогостоящих фантазий, уникальные причуды, для осуществления которых человек не останавливается ни перед какими затратами - это как-то роднит его с известным персонажем.
Например, получив отцовское наследство, Николай отправился в путешествие по Индии, на которое были истрачены тысячи рублей. В этом путешествии его сопровождал в качестве церемониймейстера метрдотель из ресторана "Яръ", который помогал ему общаться с индийскими раджами.
Или такой пример. Много лет Николай Павлович сохранял лично за собой постоянный столик в ресторане "Эрмитаж", и каждое утро на нём красовались свежие орхидеи.
Но наиболее ярко проявилось его своеобразное чувство красоты и радости жизни во всём, что касалось обустройства виллы, построенной по его заказу в Петровском парке в 1909 году.
"Чёрный лебедь"
Архитекторы В.Д. Адамович и В.М. Маят выстроили здание в неоклассическом стиле, но за строгим, гармоничным фасадом скрывался весьма экзотический интерьер.
Вот как описывает убранство виллы журналист Наталья Думова, написавшая замечательную книгу "Московские меценаты":
"...Причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу с маркой в виде черного лебедя, спальни, обтянутые парчой и шелком и пропитанные восточными курениями, драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с острова Майорки, и отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебряные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по особому заказу хозяина".
Новоселье было отпраздновано с королевской пышностью. Приглашения были отпечатаны на самой лучшей бумаге с вензелем - тем же чёрным лебедем. Вдоль дорожек сада были высажены прямо в грунт настоящие пальмы. Клумба перед террасой сплошь была засажена орхидеями и другими тропическими растениями. У собачьей будки на цепи сидел молодой леопард. В саду бродили павлины и золотистые фазаны, пели заморские птицы.
Не только новоселье, но и все пиры, которые постоянно закатывал Рябушинский для московской богемы в "Чёрном лебеде", обставлялись с той же пышностью. В воспоминаниях современников сохранились рассказы о невероятной по красоте иллюминации сада и ошеломляющих фейерверках.
Как и все братья Рябушинские, Николай Павлович был коллекционером произведений искусства. На вилле были прекрасные полотна Кранаха и Брейгеля, современных французских художников К. Ван Донгена и Ж. Руо, работы которого Николай Рябушинский начал собирать первым в России. Но основную чать коллекции составляли произведения молодых русских художников. Среди них особое предпочтение Рябушинский оказывал Павлу Кузнецову, он даже поручил Кузнецову расписать настенный фриз в центральном холле и галерее.
Увы, от этого великолепия ничего не осталось. В 1913 году на вилле случился пожар, погибла значительная часть коллекции и почти всё внутреннее убранство.
О том, как выглядела вилла до пожара, довольное слабое представление дают старые фотографии.
После пожара Николай Павлович продал виллу своему другу - Левону Манташеву, представителю династии нефтепромышленников армянского происхождения. По другой версии - проиграл в карты. Подтверждений этому нет, но было бы вполне в духе Николаши. Карты, как и женщины, были его неуёмной страстью.
Манташев виллу перестроил. Проект перестройки был разработан с участием известных архитекторов - братьев Весниных. Неоклассическая центральная часть фасада с портиком и фронтоном была сохранена. Правда, на фронтоне уже красовался вензель с инициалами Манташева.
Сегодня в здании находится офисный центр.
В официальных документах вилла значится как выявленный объект культурного наследия.
Однако есть свидетельства местных жителей, что существовавшее оригинальное здание было разобрано, а то, что мы видим сегодня - реконструкция. Мне не удалось найти ни подтверждений, ни опровержений этой версии. Если кто-то что-то знает - напишите в комментариях, пожалуйста.
Как бы там ни было, пусть не это здание, но эта территория на Нарышкинской аллее хранит память о Николае Павловиче Рябушинском. Однако главное увлечение его жизни, то, чем он действительно вошёл в историю русской культуры - не вилла, конечно. Главное - это его деятельность как коллекционера, мецената, устроителя знаковых для своего времени художественных выставок. Об этом я расскажу в следующей публикации.
Перечень моих экскурсий по Москве, цены и контакты смотрите здесь.
#прогулкипомоскве##достопримечательности#