Найти тему
Краевед Валя

Звучит во мне его серебряный голос

У меня очень информационная лента на Дзене. Столько замечательных статей выходит – читай, не перечитаешь. И сразу воспоминания…

В 1950-е годы у нас в Курлове электроснабжение было неустойчивое. Когда отключалась основная линия, завод запускал дизель. Свет горел в полнакала, а иногда совсем выключали. Тогда зажигали керосиновую лампу. У нас было несколько разных ламп, одна висела на кухне, другая была переносная – «летучая мышь», с ней мама ходила доить корову и убирать скотину (кормить свиней и кур с гусями). И для меня маленькой большим чудом было звучание патефона, он заводился механически, ручку накрутят – и звучит песня с пластинки. У нас всегда жили квартиранты. Детей куча (6 человек) и квартиранты. Это была жизненная необходимость. Мама вела домашнее хозяйство, а «живые» деньги нужны были, это был её своеобразный заработок. Уже вспоминала Машу-украинку, которая жила у нас. Вот у неё над кроватью висел портрет певца Лемешева, и его романсы она часто включала на патефоне. Изумительный серебряный голос звучит во мне, как только произнесу это имя.

И никогда потом не пыталась узнать ни биографию Сергея Яковлевича, ни творческий путь певца. А ведь он был кумиром очень многих в предвоенные, а особенно в послевоенные годы. Общесоюзную славу ему принес фильм «Музыкальная история» 1939 года. Сказочная история о простом рабочем парне Пети Говоркове, шофёре такси, которого услышал профессор консерватории, случайно севший в его автомобиль, и пообещавший сделать из него оперную звезду.

Открытка с С.Я. Лемешевым
Открытка с С.Я. Лемешевым

Немного похоже на судьбу самого Лемешева. Он родился в селе Старое Князево, Тверской губернии, в 1902 году. Учился в сельской начальной школе, с отличием окончил 4 класса. К этому времени отец у него умер, и Сергея отправили в Петроград, к дяде, обучаться сапожному мастерству.

Не суждено было стать Лемешеву вторым Георгием Жуковым, которого так же обучали сапожному ремеслу. Георгий Жуков отличился на фронтах первой мировой, и стал делать военную карьеру, а Лемешева хоть и взяли в армию в 1920 году, но уже в 1921 году отправили с командировочным предписанием из своей воинской части в Москву, в консерваторию – учиться музыке и пению, уж больно красивый голос был у запевалы.

«Лемешева послушали и... его принял в свой класс известный певец, лирико-драматический тенор, преподаватель Московской консерватории Назарий Григорьевич Капитонов, имевший сценический псевдоним Райский. Он и стал главным учителем Лемешева, тем мастером, который и выковал новый певческий талант» - пишет Зотов Станислав в своей статье «Серебряный тенор России» (Tags: Биография Project: Moloko Author: Зотов Станислав)

После окончания консерватории его не взяли в Большой театр, а отправили в Свердловск, город совершенно еще не оправившийся от гражданской войны, до его промышленного роста было еще несколько лет. Вот тогда по предложению чиновников КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги, главного торгового пути с Востоком), его пригласили в Харбин. «Русское население столицы КВЖД города Харбина достигало 200 тысяч человек! Неудивительно, что город считался русским, там везде звучала русская речь, там жило множество эмигрантских семей бывших белогвардейцев, существовали русские гимназии и университет, работала православная миссия. Но при этом на КВЖД приезжало много специалистов и из Советской России, так что Харбин в те годы представлял собой уникальное культурное явление, где смешивались миры и эпохи – старая русская дворянская культура контактировала с новой советской, и как-то всё уживалось и обогащало друг друга» (из выше указанной статьи).

Когда начались провокации на дороге, мир стал готовился к новой войне, русские эмигранты переселялись, кто в Америку, кто в Европу, кто в Австралию, а Лемешеву с советским паспортом трудно было куда-то уехать. Но, наверное, можно было бы, если бы очень захотел, видимо покидать Россию в его планы не входило. Лемешеву повезло, ему пришёл вызов от Райского, и он отправился в Советскую Грузию, в Тифлисский оперный театр, который в то время и возглавлял Райский. Умный он был человек, этот Райский, знал, «что партийные коммунистические бонзы очень любят посещать оперу, а так как элита партийной власти в СССР во многом в то время состояла из этнических кавказцев, то Лемешеву с его неподражаемым серебряным голосом и безыскусным обаянием простецкого парня была обеспечена солидная протекция в самых верхних эшелонах советской власти, а в дальнейшем – и пропуск в Москву. И действительно, и сам Райский вскоре перебрался в Москву, стал директором Московской государственной филармонии, и ученика своего перевёл, да не куда-нибудь – в Большой театр!»

Вот так, с 1933 года – Лемешев - солист Большого театра. А там съёмки фильма, которые сделали его очень известным.

И вдруг – война, 1941 год. Лемешев идет во фронтовую бригаду. Он поёт и популярные советские песни, и русские народные – репертуар его был огромен, он не жалел себя. И тут-то коварная, затаившаяся болезнь нанесла ему подлый удар. Он ещё раз простудился в начале суровой зимы того страшного года и у него отказало одно лёгкое, он был близок к смерти. Опытные столичные хирурги совершили чудо – певцу провели операцию и отключили больное лёгкое, оставив другое здоровым. Лемешев мог жить, а вот петь ему запретили – как петь с одним лёгким?! А он продолжал петь! Записывал арии и романсы на пластинки. Они разлетались по всей стране.

С.Я. Лемешев в образе Ленского
С.Я. Лемешев в образе Ленского

Последний концерт был дан в августе 1972 года, в 501 раз Сергей Яковлевич исполнил арию Ленского, его коронную вещь! В 1977 году певца не стало, а голос его звучит с пластинок и записей!