Найти тему
Иван Жилин

Rush, "Different Stages"

Всё-таки иногда особенно трудно выбрать у группы один-единственный альбом, который вы готовы взять с собой на необитаемый остров. Причины этого могут быть разные, и нередко это стилистические различия между разными пластинками. Ну, типа прог-Genesis и поп-Genesis (хотя между двумя этими ипостасями очень трудно провести черту, я об этом уже писал). И разумеется, таких групп, как Genesis масса, хотя каждая с этим справлялась по-разному. Наши нынешние герои, Rush, может, и не уникальны в том, что неоднократно меняя стиль, они не изменяли себе, но они вполне могут этим гордиться. А нам, поклонникам, из-за этого приходится с трудом выбирать какой-то один диск из их дискографии.

Прямо скажу, что я с этой задачей в принципе не справился и решил схитрить, выбрав концертник. На необитаемом острове от него сплошная польза: песен больше и они разнообразнее, однако чаще всего такой подход при составлении таких дисков считается читом. Ну, поскольку я рисую этот список сам для себя, полагаю, не грех немного и сжульничать.

Причина жульничества именно в том, что Rush очень разный.Нет, не так - ОЧЕНЬ. Самые ранние их диски достаточно прямолинейны и напоминают вариации на тему Led Zeppelin, но уже буквально со второго альбома они начинают экспериментировать с прогом. На 2112 эти эксперименты впервые приносят плоды, в том числе чисто коммерческие, при этом группа умудрилась собрать фан-базу, которая даже пластинку, на которой экспериментаторство канадцев достигло пика (Hemispheres 1978 года), раскупила до платинового статуса в Штатах, например.

Мне кажется, что именно в этот момент Rush окончательно обрели уверенность в том, что любой их искренний эксперимент будет принят. Слегка сбавить прог-обороты и чуть-чуть повернуться к массовому слушателю лицом? Легко - и мы получаем, например, мультиплатиновый Moving Pictures. Добавить клавишей и электроники в саунд? Пожалуйста, и пусть кто-то скажет, что это получилось плохо! Вернуться в девяностые к гитарному звучанию? Тоже не вопрос, и при этом группа не переходит в статус полузабытого динозавра, регулярно посещает Топ-10 Billboard и даже в XXI веке выпускает новые диски. Ну, то есть выпускала, конечно, теперь новой музыки от Rush больше не будет.

Вы, конечно, знаете, что группа (если не считать первого альбома) никогда не меняла состав - на басу был Гедди Ли, на гитаре - Алекс Лайфсон, а на ударных пришедший сразу после дебюта Нил Пирт. Он первым среди этого великолепного трио (очень мало найдётся коллективов со сравнимым составом инструменталистов) покинул наш мир, поставив точку в дискографии Rush. Что характерно, альбом Different Stages (название которого обыгрывает название трека Different Strings с диска 1980 года) также связан в основном именно с Пиртом, и, что характерно, тоже с потерями.

Сразу после окончания тура в поддержку альбома Test for Echo на Нила практически подряд свалились две трагедии. Сначала в августе 1997 года в аварии разбилась девятнадцатилетняя дочь Пирта - Селена. Затем, через десять месяцев умерла его жена Жаклин - от рака, но, как говорил сам Пирт, от полной апатии, разбитого сердца и нежелания жить. Совершенно неудивительно, что на похоронах жены Нил сообщил своим друзьям, что он уходит в отставку. Сейчас-то мы знаем, что он сел на мотоцикл и гонял по дорогам Америки: из Онтарио на Аляску, оттуда в Мексику, потом добрался до Белиза и вернулся домой, нашёл равновесие в душе, позже обрёл новую любовь, и, наконец, вернулся в группу, которая записала с ним ещё три альбома. Но когда Ли и Лайфсон сели сводить концертник, этого всего ещё не случилось, и они осознавали, что плодом их рук вполне может быть последняя пластинка Rush, и это отразилось на его составе.

Обложка книги, которую Пирт написал в результате своего путешествия
Обложка книги, которую Пирт написал в результате своего путешествия

Основу записи составляет одно из выступлений в ходе тура к Test for Echo, в Тинли-Парке, небольшом городке в окрестностях Чикаго, который внезапно располагает одним из крупнейших открытых амфитеатров чуть не на тридцать тысяч мест. Но как бы не хорош был сетлист этого турне, нужно было более полно представить творческий путь группы, в результате на диск попали треки, записанные и на других площадках, а пара песен вообще из записей 1994 года. Ну и в довершение на третий диск записали концерт, который группа дала аж в 1978 году в лондонском Hammersmith Odeon.

В итоге мы получили не просто альбом, на котором представлен практически весь творческий путь канадской группы, но альбом, записанный в очень удачное, на мой взгляд, время. Мне нравится практически любой Rush, разве что среди самых ранних работ многовато сырости, да пара Power Windows и Hold Your Fire как-то не зашла. Хотя, надо сказать, лично мой путь к этой группе был труден: в качестве стартового диска для знакомства был рекомендован помянутый выше Hemispheres, который надолго закрыл для меня эту команду. Всё-таки для неподготовленного слушателя Villa Strangiato это немного чересчур (вы же понимаете, о чём я); не повторяйте моих ошибок и начинайте (если вдруг ещё не) с 2112 или как раз с Different Stages.

Но, собственно, возвращаясь на шаг назад: мне нравится практически любой Rush, но период девяностых отчего-то запал в душу сильнее, а на Different Stages девяностые представлены в полный рост. Кроме того, всё-таки в XXI веке, после окончания паузы, группа записала пусть и неплохие, но какие-то не слишком яркие альбомы; не утратив лица и неповторимого почерка, они сильно потеряли в мелодике, а я, грешным делом, всё же мелодику ставлю на первое место. В общем, с решением взять за основу тур 1997 года всё получилось как нельзя лучше.

Плюс к тому на альбоме, единственном среди всех живых записей Rush, представлена полностью сюита 2112 с одноимённого альбома. Двадцатиминутный эпик, превративший трио ещё не в супер, но уже в звёзд, является, на мой взгляд, ключевой композицией Rush, и то, что здесь мы можем услышать её всю - большое отдельное достоинство.

Хотя в принципе альбом весь состоит из достоинств, начиная с открывающего трека. На эту роль взяли Dreamline, первую песню с Roll the Bones, которая заводит с первых же тактов, первых же звуков гитары Живоиновича (вы же знали, что Лайфсон - это псевдоним, а так-то он серб, потомок югославских эмигрантов). Это вообще одна из моих любимейших композиций Rush, которая и музыкально очень оптимистична, и стихи Пирта там отлично легли, и всё вместе очень-очень жизненно передаёт ощущение молодости - в моём случае уже ушедшей, но я же ещё помню как

We are young
Wandering the face of the Earth
Wondering what our dreams might be worth
Learning that we're only immortal
For a limited time

Вот это вот ощущение бессмертия, бесконечности возможностей, открытого мира - это то, из чего складывалась и моя молодость. Ещё, как ни странно, у меня стойкие ассоциации между этой песней и игрой Bioshock. Откуда они взялись - Бог весть, в принципе Bioshock создавался в том числе как критика Айн Рэнд и её атланта, который расправил плечи; Rush тоже не избежали связи с творчеством писательницы, поскольку под впечатлением от того же атланта написан текст 2112. Но Dreamline тут точно не при чём. В общем, аберрация сознания.

Концерт продолжается классическим номером, Limelight, затем - жёсткий, чуть не гранжевый Driven, одна из самых ярких песен с Test for Echo. После - снова чередование мягкой, лиричной песни Bravado с Roll the Bones и злой, жёсткой Animate, открывашки диска Counterparts. На старте настроение задают именно номера с альбомов девяностых.

Собственно, эта тенденция продолжается и дальше: следующей песней является нервная и немного дёрганая, но коммерчески крайне успешная Show Don't Tell с Presto, который, хотя формально и не из девяностых, фактически по звуку ближе именно к ним. И только потом снова классика - The Trees с легендарных Hemispheres, за которой, впрочем, снова идёт жёсткий, пронзительный, в чём-то даже кричащий номер - Nobody's Hero с Counterparts. Я расцениваю эту песню как ещё одну большую лирическую удачу Пирта, потому что тема ложных героев современного общества после 1993 года стала ничуть не менее острой, а в эпоху, прости Господи, ютуб-инфлюэнсеров, стали ещё более актуальными слова

Hero - not the handsome actor
Who plays a hero's role
Hero - not the glamor girl
Who'd love to sell her soul
If anybody's buying

Зато дальше и до конца первого диска классика. Сначала Closer to the Heart, одна из визитных карточек группы, ну а затем уже помянутый 2112 во всём своём величии.

Второй диск чуть (именно что чуть!) менее ярок, хотя там нашлось место и песням со свежего альбома (Test for Echo и Resist), и классическим номерам (Freewill), и песням девяностых (Roll the Bones и Stick it Out), а также одной, всего одной композиции из электронного периода (The Analog Kid с Signals, хотя в принципе она решена в более традиционном ключе). Даже странно, что из этой эры не выбрали Red Sector A, который эмоционально должен быть более важен для Ли, ведь это песня про холокост (родители Гедди познакомились в гетто в Страховице и прошли через Освенцим).

Разумеется, присутствует и обязательная инструментальная секция - Leave That Thing Alone и традиционный для концертов Rush эпический сольный выход бога ударных Пирта, озаглавленный Rythm Method. Потом следует два номера с Permanent Waves и, наконец, ударная концовка с мультиплатинового Moving Pictures - бессмертный Tom Sawyer и YYZ. Прекрасный финал и прекрасная связка с третьим диском сета.

A там, как уже говорилось, полный набор классики, в том числе попурри из ранних песен, включая самую, как мне кажется, цепеллиновскую In the Mood и, конечно, The Working Man. Но главным содержанием концерта таки является почти целиком сыгранный Farewell to Kings, включая одноимённый трек, Cygnus X-1 и Xanadu, только почему-то в изменённом порядке. Поскольку лондонский концерт, попавший на третий диск, записывался до Hemispheres, треклист полагаю правильным и вполне кошерным.

На этом позвольте закончить разговор об этом прекрасном концертном альбоме группы Rush, альбоме, который я готов взять с собой на необитаемый остров, пусть даже и потому, что так и не смог решить, какой из стилей Rush мне более всего по сердцу. Если вы почему-то не знакомы с творчеством замечательных канадцев, то данный live вполне можно использовать в качестве первого захода на цель: он вполне доступный с точки зрения сложности композиций, тут много ярких песен из девяностых, большинство ключевых композиций прог-периода, ну и главный эпик группы. Это точно лучше, чем начинать с Hemispheres, хе-хе.

А начинать надо, потому что если вы почему-то до сих пор обходились без Rush, вы много теряли. Уникальная команда из трёх феерических мастеров своего дела, отцы прогметалла, лучшая, на мой взгляд, ритм-секция ХХ века - это всё слишком здорово, чтобы хотя бы не попробовать. Так что пробуйте, не пожалеете! А также будьте здоровы, берегите себя и слушайте музыку!

#desert island albums