Общее и особенное благословление. То, чему меня научила Библия. Глава 19.
История готовности Авраама, как отца, выполнить просьбу Бога о всесожжении единственного и любимого сына Исаака, многогранна в своей трагичности и говорит нам о главном. Авраам иначе поступить не мог, у него не было права выбора. А также о том, что не бывает никаких градаций веры, никаких маловеров и великоверов, или веры размером с горчичное зерно или горы веры высотою с Эверест, вера просто либо есть или её нет. Если вера есть, то она есть и веравечность, и верабесконечность в одном. Если есть хоть малейшее сомнение или недоверие, то веры нет совсем. Авраам бесконечно, безусловно и безоговорочно верит Богу всегда везде во всём. И Богу от человека именно такая вера и потребна - иная не нужна, ибо только глупому нужно от человека то, чего у него нет. Кто способен на такую веру и на такую жертву из людей, кроме Авраама? Человек любой поступок другого может попытаться примерить на себя. У меня есть сын, сын единственный и сын любимый. В этом мы похожи в Авраамом, но на этом сходство и заканчивается. Я готов, как мне кажется, выполнить любую просьбу Бога, если она связана с принесением в жертву меня самого, но не в отношении сына. У меня просто нет столько духа – слабак. А значит нет и веры. Сколько в храм не ходи, сколько не молись и хоть каждый день исповедуйся и причащайся, а если нет такой же веры, как у Авраама, то ты не верующий, а самообманщик. Авраам ни секунды не сомневался, что, исполняя совершенно непонятную и невероятно, до безумия странную и столь же жутко страшную просьбу Бога, он делает из всех благих дел самое благое дело и для Бога, и для себя, и для сына. Иными словами, все известные мне люди, кто ныне считает себя верующими, на самом деле неизвестно кто, но думаю, что это люди, идущие к вере, ищущие её, стучащие во все двери, но пока… не верующие. Это я так думаю. Возможно, что я ошибаюсь, сам слабак и других за слабаков принимаю, возможно, что есть среди нас Авраамоподобные по вере… Но второй такой истории из отношений Бога и человека я не встречал.
Думаю про себя так, что даже если бы ко мне, как к Аврааму, пришёл наяву Бог и сказал то, что Он ему сказал, то скорее всего я бы сдрейфил и не смог бы послушаться Бога так, как это сделал Авраам. Ни духу, ни веры мне не хватило бы. Хотя сейчас я уже пониманию, что если бы Бог мне не благоволил по жизни, то плоть моя уже лет двадцать, а то и сорок с лихером, как лихо разлагалась бы на одном из кладбищ моей великой Родины или на дне Атлантического океана. Правда, может я не правильно понимаю, что такое благоволение Божие, куда оно направлено и в чём его смысл и цель. И всё равно - не хватило бы. Хотя это, конечно, гадание на кофейной гуще, ибо опыта личного очного разговорного общения с Богом у меня нет. Во сне - было дело. Но то сон. А если б наяву, то возможно, что было б так - Бог указал цель, поставил задачу и снабдил ресурсами (дерзостью, духом и силою) для её решения так, как это угодно Ему. Но это всё досужие домыслы, правда, имеющие некоторые основания в текстах Священного Писания.
Моисей со Святым Духом это описывает в 22 главе Книги Бытия так: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится или Господь усмотрит. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии».
Зачем человеку хотеть стать отцом множества народов? Бог это Аврааму пообещал в качестве мотива к действиям, сопряжённым с большими подвигами и трудами, но не на ниве размножения, что любопытно. Для размножения Авраам, как раз, сам не предпринял почти ничего. «Ничего без Меня не можете». Бог не спрашивал согласия Авраама на то, чтобы ему стать отцом множества народов. Он его сделал. Любой подвиг это - труд. А семя остальных его современников куда делось? В тот же самый песок моря ушло😂? Значит Авраам верил в то, что после его смерти ему будет важно кем именно его будут почитать его потомки. Следовательно, он рассчитывал на общение с ними. Отцу получается, с точки зрения Бога, должно быть важно, кем его будут почитать его сыновья.
Вера не бывает большой или малой. Она либо есть, либо её нет. Вера не бывает правильной и не правильной. Если ты слышишь слова Бога, то нужно делать так, как Он тебе говорит, без спора и упрёка. И это единственно правильная вера. Вера вся в том, чтобы слышать слова Бога и исполнять их так, как услышал, то есть так, как сказано. Самому думать надо, но домысливать за Бога не полезно для домысливателя. Авраам не всегда и не во всём верил Богу, иногда смеялся над Его обещаниями, и потому Бог его испытывал вплоть до самого страшного искушения. А как иначе, если Он его хочет сделать отцом множества народов? Бог, конечно, мог сам наделить Авраама такой верой и такой силой духа, чтобы испытания были бы излишни. Но, видимо, Бог хочет, чтобы человек сам принял решение и сделал так, как хочет Бог. Вся мудрость в том, чтобы хотеть того же, чего хочет Бог, и удовлетворять своё хотение так, как это угодно Богу. То есть, радоваться вместе. Это и есть - сотрудничество. Вместе весело шагать. Кто не слышит слов Бога, тот может исполнить Его волю, если его хотение случайно совпало с хотением Бога. Но в его действиях нет греха по слову Иисуса Христа. Кто должен вложить в уши слова Божии, если вера от слышания? Даже если Бог с тобой не говорит обычным образом, а ты просто читаешь Библию, то всё равно нужно услышать, что тебе этими словами хочет сказать Бог. Если Он ничего тебе не говорит, значит не хочет с тобой разговаривать. Я раньше думал, что те мысли, которые мне пришли на ум при чтении, это мои мысли, которые я придумал сам. Теперь приходит понимание, что во время чтения Библии и во всякое другое время во мне говорит или мой Бог, или мой сатана, или это мой личный голос. Нас внутри меня трое. Так может быть? — Вполне. Бог не спрашивал Авраама о желании принести во всесожжение единственного любимого сына Исаака. Он сказал: "возьми... пойди и принеси его во всесожжение"... Авраам с этим жил более трёх суток. И намерен был исполнить волю Божию так, как он её понял. Бог Сам не дал ему реализовать своё понимание Его воли. Каждый участник в этой истории получил то, что хотел. Исаак - жизнь, Авраам - благословление, Бог - послушание.
За это Бог сказал Аврааму: "Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего". Все народы сами благословятся через потомков Авраама. Это означает, что все народы земли есть потомки Авраама? Если так, то потомки остальных современников Авраама либо вымерли, или их Бог за народ не считает.
Тот народ, который живёт вместе с семенем (потомками) Авраама одним народом, тот народ сам себя тем самым благословляет, потому что в подлиннике смысловая нагрузка такова, что благословится не "в семени", а "через семя".
Как народ, как множество людей, могут благословить сами себя и всех вместе в потомке Авраама? Каждый сам себя благословить может, найдя в себе потомка или подобие потомку Авраама, а как все всех благословят? Или наступит такой день, когда... Есть мнение, что потомок Авраама по плоти и крови Иисус Христос, все народы земли благословил. Но сказано не так. Не сказано, что появится из семени твоего тот, кто благословит все народы земли. Сказано "благословятся"...
Бог Сам изгнал Авраама с женой из земли, где похоронен его отец, Сам неоднократно испытывал прочность их брака, Сам переименовал его и жену его, Сам сделал из них посмешище в их глазах и в глазах их соседей, Сам дал имя их сыну – смех, и Сам приказал его сжечь...
То, что Бог благословил и умножил семя праведника Авраама, совсем не означает, что остальные его современники и их потомки менее производительно сеяли своё семя. Во всяком случае ныне не заметно, чтобы праведников на земле было больше, чем грешников. Значит те, которые размножались без помощи Господа, были не менее успешны в деле размножения, нежели Авраам и его потомки. Означает ли это, что Богу дела нет до всех остальных, кроме Им для Себя избранных? Или Им всё так и задумано. Бог заводит, выводит и водит своих, а сатана своих?! По видимым последствиям и последышам рода человеческого это похоже на правду.
«Благословляя благословлю тебя и умножая умножу» не означает ли, что в то время, когда Господь благословляет всех или многих Он благословит и Авраама, но особым благословением, и когда будет умножать всех или многих, то умножит и семя Авраама, но особым качественно иным, избранным способом?
И умножит, исцелив именно Сарру, потому что случай с Агарью, подтверждает, что Авраам был способен к размножению с помощью иных женщин.
"Благословляя Сарру благословлю тебя, умножая Сарру умножу твоё семя" - может так надо трактовать эти слова Господа? Ведь Авраам, как муж, и Сарра, как жена, для Бога это один цельный человек, и по Его слову именно семени жены предстоит победить семя змея, в лице которого усматривается дьявол.
Кроме того, в этом благословении и умножении можно увидеть благословение Хеттуры, родившей Аврааму шестеро сыновей, ставшей женой Авраама после смерти Сарры.
Благословение Бога не означает жизнь, тем более вечную... Благословить – означает дать благое имя, назвать благим именем, признать хорошим, угодным Богу, таким, как Он задумал… Благословить со стороны Бога, значит посмотреть на некто или нечто и сказать что-то вроде: «Ну, хорошо, ладно… пусть будет пока, раз уж так сотворилось»…
Благословил Бог тебя – означает, что Он указал тебе на твоё предназначение, на твоё дело, на то, что ты должен делать, иначе говоря, на то, что от тебя ожидает Бог в качестве вклада в наше общее дело сотрудничества в продолжении Его домостроительства. Это твой жизненный путь.
Благословил тебя человек – означает, что он сказал тебе, что он ожидает от тебя.
Благословление – это не оценка твоих намерений и дел, а напутствие и ожидание результата от прохождения по указанному пути.
Благословляя благословлю – означает, что среди общих для всех ожиданий Бога от любого человека (плодиться, размножаться, наполнять, обладать, владычествовать), Бог указывает Аврааму, на то, что от него Он ждёт, кроме общечеловеческого Бог ожидает от Авраама особенного вклада - стать отцом множества народов, которые благословятся тем, что будут благословлять Авраама. Все народы благословятся, когда последний из народов, ранее не благословлявших Авраама, благословит Его. Далее по Библейской истории Бог уточнял, что кроме Авраама, надо благословлять Исаака, далее кроме Авраама и Исаака, надо благословлять ещё и Иакова и так далее по ветвям умножения семени…но уточнение состава ожидания Бога от человека последовало во время дачи через Моисея Закона, Постановлений и Определений Бога народу Израиля, и потом во время дачи всем народам земли учения Христа.
Общее благословление и особенное. Общее дано всем. Как услышать или расслышать особенное? Или Бог его даёт только избранным и единицам? Зависит ли оно от хотений, устремлений, мыслей, слов и действий человека? Когда Бог благословляет человека особенным личным благословением, то Он даёт ему имя, отражающее его особенность и предназначение, как личности, потому что Он знает всё наперёд. В Библии это -так, ныне среди людей не так, когда родители дают имя своему ребёнку они не знают наперёд его предназначения и судьбы и руководствуются любыми иными соображениями, кроме указания на особенное предназначение своего младенца. Надо искать это особое личное благословение и быть готовым его услышать, понять, принять и исполнить. В этом смысл.
Как благословение человека Богом не означает дарование жизни вечной, так и проклятие Бога не означает смерть... Земля не умерла, от проклятия Божиего за деяния Адама, и Адам не умер сразу… Просто приходится трудиться в поте лица твоего … ну какое тут проклятие? – разве, если творишь и делишься плодами творения, это не блаженство? Бог сам - весёлый творец и радостный труженик, и человека создал по образу и подобию Своему, следовательно, Он и человека создал для того же: весело творить, радостно творчески трудиться, наполнять землю и владычествовать. Проклятие – есть невозможность творить добро... Проклятый тот, кто хочет творить добро, а творит зло …
Христос «не своих», так называемых язычников, иной раз называл псами, а не детьми... Имеющие благословение Бога – есть Его духовные дети, свои для Бога, его народ. А не имеющие благословения – не имеют имени «Человек», они – псы.
Если ты хочешь получить благословление Бога, то нужно исполнить первую заповедь Его: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть», что в случае с Аврамом было сказано так: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Аврам её и исполнил беспрекословно, взял жену и пошёл туда, куда ему указал Бог. Вся праведность – в беспрекословном безупречном послушании Богу как бы это не казалось нелепо, смешно, глупо, страшно, обидно, досадно…
Главный плод жизни Авраама – он доказал всем, что избранный Богом человек может прожить жизнь праведником, и доказал мне, что я так не смогу. Даже если бы мне в возрасте ста лет моя девяностолетняя любимая жена родила бы сына, то я всё равно не смог бы принять решение единственного и любимого сына в расцвете лет принести в жертву всесожжения… Ну и ладно, умру грешником. И ещё я понял, что я точно не хочу быть отцом множества народов и быть похожим на Авраама во многих аспектах его личности. Абсолютное послушание это не про меня. Общее благословление я как-то с грехом пополам исполнил, вступил, наконец, в тот в брак, в котором обвенчался; что-то немного наплодил в своё время в науке и не только; как-то, как вышло, размножился и, слава Богу, вырастил сына; в некоторых местах наполнял собой вместе с женой некоторые территории и пространства; кое-кем и кое-чем кое-как обладал; совсем немного, но всё-таки в каком-то смысле владычествовал… А вот с особенным и частным благословением дело обстоит похуже – не приходил ко мне ни Господь лично и ничего не говорил, ни через ангела ничего не передавал. Или я не научился слышать, или уши не те… Были проблемы со слухом, даже операции пришлось делать на оба уха – вот и упустил момент))). Мне кажется, что у меня в жизни не было ни одного такого занятия, чтобы я не мог им не заниматься. Я всё время чем-то занимался с разным успехом и усердием, но не было такого, чтобы на разрыв аорты ум потеряв от куража… Хотя радости и удовольствия от разных видов творческих занятий я всё же в жизни получал много, особенно в молодости от занятий наукой, и сейчас на пенсии от занятий назову это условно «досужим богословием» на пути к обретению веры в виде стяжания Духа Святого… И за это я премного благодарен Господу. Особенно за то, что радость мне была дарована и тогда, когда я сам себя считал убеждённым атеистом, и за то, что сейчас она не больше, но и не меньше. Итак, судя по самому себе, прихожу к выводу, что у обычного человека, не праведника, количество и качество радости от какого-либо занятия, не зависит от степени его воцерковления или ступени уверования, а только от искренности занятия и преданности ему. Всё остальное - в руках Бога.