Найти тему

20. Аэроклуб

После окончания школы я сдал документы в Алапаевский райвоенкомат для поступления в военное училище лётчиков. Не прошёл медкомиссию, забраковали по здоровью из-за сущего пустяка – врожденный рубец на барабанной перепонке уха, который, по мнению медиков при полетах на большой высоте будет расходиться.

После неудачной попытки поступления в военное училище уехал в г. Свердловск.

Посоветовавшись с братом Александром я решил поступить в Техническое училище №5 в г. Свердловске. Через год обучения получил профессию токаря универсала и был направлен на Уралмашзавод работать токарем. В цехе, в котором я работал, вытачивали детали к экскаваторам ЭКГ-4 и к шагающим экскаваторам, валки к прокатным станам и кое-что для ВПК. Работал, в основном на отечественных токарных станках ДИП-300, ДИП-500. ДИП расшифровывается как – Догнать И Перегнать Америку. Обточку валов для прокатных станов производил на большом иностранном станке марки «Леман», а меньшие по размеру валки обтачивал на более маленьком станке, стоявшим на одной площадке с большим станком «Леман». Жили в общежитии по адресу: г. Свердловск, переулок Суворовский, 3, комната 222.

В этот период я начал заниматься парашютным спортом в Свердловском аэроклубе. Мотивацией этого решения было – если не удалось стать летчиком, так хоть испытаю себя в парашютном спорте.

До призыва в Армию совершил 8 прыжков с парашютом, в Свердловском аэроклубе мне был присвоен третий разряд по парашютному спорту. Первый прыжок был для меня одновременно и первым полетом на самолёте Ан-2 - за один раз я пережил сразу два ярчайших, непередаваемых, эмоциональных ощущения – и первый полёт на самолёте, и первый прыжок с самолёта.

Страшно ли прыгать с парашютом? Да, очень страшно. Но, этот страх парашютистами преодолевается, каждым по-разному. Страшно только при отделении от самолета, когда парашют еще не раскрыт и предстоит шагнуть в бездну. А когда парашют раскрывается, то страха как не бывало, душа поёт, снижаешься и созерцаешь раскинувшуюся внизу землю. А приземление не представляет сложности – развернуться лицом к набегающей земле, ноги вместе, ступни параллельно земле и не стараться удержаться на ногах. После приземления ощущаешь прилив эйфории. После прыжка с парашютом человек становится сильнее духом.

Парашютистов, готовящихся к первому прыжку, называли «перворазниками». После приземления в соответствии со сложившейся традицией заставляли встать на четвереньки и, без предупреждения, с добрым, веселым смехом ударяли парашютной сумкой по пятой точке. Это было традиционное посвящение в парашютисты.

Совершать прыжок с парашютом всегда страшно. Накануне совершения прыжка готовились к худшему, но надеялись на лучшее. Сами представьте: когда садишься в самолёт уже думаешь, а вдруг парашют не раскроется, а вдруг самолёт на взлете потерпит авиакатастрофу. Самолёт набрал высоту, вышел в зону выброски парашютистов, мотор самолёта гудит, загораются красные огни (приготовиться) через некоторое время звучат громкие, рвущие душу прерывистые гудки, подходишь к открытой двери, ветер свистит, а земля далеко внизу, и нужно шагнуть в эту бездонную пропасть!? По команде выпускающего «Пошел» отталкиваешься левой ногой и шагаешь в бездну как в полусне! Кто отрицает страх, тот лукавит, бравирует. Главное - преодолеть этот психологический порог достойно! И так при каждом прыжке! Антитела при прыжках, как в случаях с инфекциями, не вырабатываются. Организм сигнализирует об опасности при каждом прыжке. Если человек не ощущает страха при опасности, значит с психикой у него не всё в порядке! «Изгнать» этот страх из сознания невозможно, так как это естественная, инстинктивная, защитная реакция организма, которую можно лишь преодолеть, максимально мобилизовав свою волю. Тем не менее, прыжки с парашютом вырабатывают в личности мужество, стрессоустойчивость. Мужество – это не отсутствие страха, а способность преодолеть его и совершить правильный поступок! Каждый прыжок с парашютом это риск, а во время службы в ВДВ каждый прыжок символизирует готовность совершить подвиг во имя Родины.

Летом 1961 года Свердловский аэроклуб провел зональные соревнования по парашютному спорту. Соревнования назывались зональными, так как проводились в масштабах нескольких областей, именуемых в совокупности зоной (Свердловская, Челябинская, Тюменская, Пермская, Башкирия). Программа соревнований предусматривала:

- парашютные прыжки на точность приземления;

- бег на 100 метров;

- метание гранаты;

- подтягивание на турнике (перекладине)

Бег, метание гранаты, подтягивание на перекладине выполнил удовлетворительно в рамках требований к значку ГТО, так как в школе эти занятия на уроках физкультуры были обычными.

Главными (основной номинацией) в этих соревнованиях были, конечно же, парашютные прыжки на точность приземления. Чем ближе к обозначенному белому кресту на земле, тем больше баллов. Прыжки совершались с самолета АН-2. Одной из немногих моделей парашюта того времени на гражданке был парашют ПД-47 (парашют десантный выпуска 1947г.) - самый массовый парашют для учебно-тренировочных прыжков. Это была одна из первых моделей Советских парашютов, имеющая существенный недостаток. В частности, купол парашюта не имел в центре отверстия, через которое должен выходить воздух, благодаря чему снижение на парашюте было бы более стабильным и устойчивым. Из-за отсутствия центрального отверстия в куполе воздух выходил через края по всему периметру купола, из-за чего парашют раскачивался, и управление им было затруднено. Но, как известно, научно-технический прогресс не стоит на месте, появлялись более совершенные парашюты, например Д-1 и Д-2, не имевшие недостатков, присущих первым моделям.

С аэроклуба до аэродрома парашютистов везли на автобусе. В пути парашютисты пели песню на мотив новогодней песенки «Пять минут …»,

«Я вам песенку спою про парашют,

Эту песенку мою пускай поют,

Пусть летит она по свету,

Я дарю вам песню эту,

Эту песенку про парашют.

Парашют, парашют,

Белый купол надо мною,

Парашют, парашют,

Неразлучны мы с тобою».

По результатам этих зональных соревнований команда Уралмашзавода, в составе которой был и я (Лешуков Е., Вакушин Ю., Швецов В.), заняла первое место. В личном первенстве среди третьеразрядников я занял второе место. Победителей наградили почетными грамотами и подарками. Мне, подарили красивые, настольные, механические часы, а также, как и всех призеров, наградили почетной грамотой. К сожалению, не сохранились ни грамота, ни часы. В состав руководства аэроклуба в то время входили: Клепинин, Сикорский, Мухачев. Имена и отчества, к сожалению не помню.

Если укладку парашюта произвести правильно, и парашют был сухой во время укладки, то парашют обязательно раскроется, такова была конструкция парашюта и таков закон аэродинамики – при падении тела вниз воздух обязательно заполнит купол парашюта. В аэроклубе был случай, когда разбился мастер спорта по парашютному спорту Юрий Бовшиков. Юрий Бовшиков проводил эксперимент, он пытался установить - до какой минимальной высоты можно находиться в свободном падении, не раскрывая парашют. При каждом прыжке он раскрывал парашют все ближе и ближе к земле. На одном из таких прыжков, из-за длительной задержки раскрытия парашюта купол не успел наполниться воздухом и Ю. Бовшиков погиб. Его эксперименты и смерть, конечно, не были напрасными, они были учтены при разработке правил безопасности парашютных прыжков.

В то время в аэроклубе парашютным спортом активно занималась выпускница Нейво-Шайтанской школы № 35 Смирнова Л. – одноклассница моего брата Александра. Она достигла серьезных успехов в этом виде спорта – стала мастером спорта.

Без преувеличения и без лишнего пафоса можно утверждать, что неоднократное повторение экстремальных ситуаций, в данном случае прыжки с парашютом, укрепляют дух человека, формируют в характере человека такие черты, как мужество, отвага, способность преодолевать страх, управлять эмоциями и сохранять хладнокровие в чрезвычайных ситуациях.

pravoved1942@yandex.ru

#швецов владимир константинович #нейво-шайтанский #аэроклуб #вдв #десант #адвокат #юрист #сатка #куса #депутат