Найти тему
Живопись. Фотография.

Корнуолл. Новый взгляд на пейзаж

После начала Второй мировой войны в Сент-Айвз начали приезжать художники, которых больше интересовала абстракция, чем натюрморты и пейзажи, выполненные в традиционной манере.

Но, тем не менее, в работах Бена Николсона, Питера Лэньона, Патрика Хирона, Вильгельмины Барнс-Грэм, Терри Фроста, часто присутствуют виды Корнуолла. Работы эти могут выглядеть совершенно абстрактно, но всегда связаны с конкретными местами.

В предыдущей публикации я упомянула Бена Николсона (1894-1982), назвав его эстетом и гением абстрактного искусства.

Именно Николсон и его жена Уинифред стали одними из первых художников в Британии, чей взгляд на пейзаж отличался от традиционного, а в работах прослеживалось и влияние наивного художника Альфреда Уоллиса.

Николсон в основном был самоучкой. Какое-то время он учился в Школе искусств Слейда, но посчитал ее провинциальной. Много путешествовал по Европе. В 1921 году побывал в Калифорнии, где увидел одну из картин Пикассо. Так началось его знакомство с кубизмом, хотя первыми работами художника были натюрморты, написанные под влиянием картин его отца.

Бен Николсон. Полосатый кувшин. 1914 г. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:nicholson-ben-18941982/page/6
Бен Николсон. Полосатый кувшин. 1914 г. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:nicholson-ben-18941982/page/6
Уильям Николсон. Розовый натюрморт с кувшином. Масло, деревянная панель. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/pink-still-life-with-jug-33947/search/actor:nicholson-william-18721949/page/2
Уильям Николсон. Розовый натюрморт с кувшином. Масло, деревянная панель. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/pink-still-life-with-jug-33947/search/actor:nicholson-william-18721949/page/2

Начиная с 1931 года он часто ездил в Париж, бывал в мастерских Пита Мондриана, Жоржа Брака. Эти мастера и побудили Николсона обратиться к абстрактному искусству.

Хотя биографы, в частности Сара Джейн Чекленд, утверждают, что главной причиной был шок от предательства и ненависть. Невеста Бена Николсона, Эди, вышла замуж за его недавно овдовевшего отца — известного художника Уильяма Николсона.

«Отныне он был полон решимости не только добиться успеха, но и сделать это, следуя курсу, диаметрально противоположному курсу его отца… Отсюда его приверженность абстракции».

В годы Второй Мировой войны Николсон часто обращался к пейзажам, чтобы зарабатывать на жизнь. Как правило это были сцены, словно увиденные через окно, с элементами натюрморта на переднем плане.

В письме художнику Патрику Хирону Николсон уточнял: «Все «натюрморты» для меня на самом деле представляют собой пейзажи земли, моря и неба».
,Бен Николсон. Рождественская ночь. Масло, графит, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/1930-christmas-night-139696/search/actor:nicholson-ben-18941982/page/1/view_as/grid
,Бен Николсон. Рождественская ночь. Масло, графит, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/1930-christmas-night-139696/search/actor:nicholson-ben-18941982/page/1/view_as/grid

Николсон крайне неохотно покинул Лондон. Принять такое решение его заставила война и беспокойство о жене и маленьких детях. В Корнуолле было безопасно. К тому моменту он развелся с Уинифред, второй женой его стала скульптор Барбара Хепуорт. Позже в Сент-Айвз приехал художник и скульптор, автор «Реалистического манифеста» для российского конструктивистского движения Наум Габо.

Вскоре в маленьком городке, жители которого прятались по вечерам за затемненными по случаю войны окнами, вовсю обсуждались кубизм, футуризм, конструктивизм, восточная философия, суть наивного искусства и морская традиция.

Сент-Айвз постепенно становился центром нового искусства, и его значение со временем лишь росло.

Единственным уроженцем Корнуолла среди вышеперечисленных художников был Питер Лэньон (1918-1964).

Лэньон учился в в Школе искусств Пензанса, а также брал частные уроки живописи у Борласа Смарта, Адриана Стоукса, Бена Николсона. Во время войны служил в Королевских ВВС.

Крайне точно суть его творчества выражена в названии книги Криса Стивенса: «Питер Лэньон»: На краю пейзажа».

Пейзажи эти поистине головокружительны. Лэньон был близко знаком с побережьем, постоянной темой его картин были земля и море родного края. Новым был взгляд художника, которого манила высота. Взгляд с края высокой скалы, холма, взгляд парящей в небе птицы на землю и море внизу.

«Я хотел собрать воедино все свои чувства к пейзажу, а это означало оторваться от привычного способа изображения пространства в пейзажной живописи. Взбираясь на холмы и скалы, я вижу небо и море у себя за спиной, потом небо становится совсем близким. Земля же внизу подобна лоскутному одеялу».
Такова его картина «Птичий ветер». Кажется, что птица взлетает и парит над зелеными полями, на фоне бело-серого неба.
Питер Лэньон. Птичий ветер. Масло, холст.
Питер Лэньон. Птичий ветер. Масло, холст.
Питер Лэньон. Высокая земля. 1956 г. Масло, мазонит.
Питер Лэньон. Высокая земля. 1956 г. Масло, мазонит.
Работа «Высокая земля» была описана самим Лэньоном как «изображение высокой сухой травы, развевающейся на ветру».
Поле с высоты. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/high-field-147799/search/actor:lanyon-peter-19181964/page/1/view_as/grid
Поле с высоты. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/high-field-147799/search/actor:lanyon-peter-19181964/page/1/view_as/grid

Кажется, что вода, сам воздух, зелень поля, скалы и небо плавно перетекают друг в друга.

Питер Лэньон. Безмолвный берег. Масло, мазонит
Питер Лэньон. Безмолвный берег. Масло, мазонит
Лэньон сказал о своей работе «Безмолвный берег», написанной за два года до того, как он решил заняться планеризмом: «В различных настроениях моря есть отголоски нашей человеческой нестабильности, своенравия и непостоянства. Это привело меня к более поздним изображениям воздуха, а не побережья».

Именно планеризм позволил Лэньону достигнуть той всевидящей точки обзора, которую он искал, чтобы выразить свое видение ландшафта - землю и воздух в постоянном движении, не конкретное место, а, скорее, свое чувство пребывания в этом месте.

Питер Лэньон. Розуолл. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/rosewall-122322/search/actor:lanyon-peter-19181964/page/2
Питер Лэньон. Розуолл. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/rosewall-122322/search/actor:lanyon-peter-19181964/page/2

И словами Лэньон описал полет над Розуоллом — большим холмом к западу от Сент-Айвза:

Небо, которое в традиционном пейзаже занимает верхнюю половину картины, находится повсюду и является элементом, с высоты которого воспринимается земля.

В 1964 году Питер Лэньон получил серьезные травмы в результате аварии планера и умер в возрасте всего 46 лет.

«Для меня невозможно создать картину, которая не имеет отношения к крайне мощному пейзажу, в котором я живу». Питер Лэньон

Тяга Терри Фроста (1915-2003) к живописи возникла в результате разговоров об искусстве, которые он вел с художником Адрианом Хитом. А разговоры эти происходили в нацистском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны.

После войны Фрост проучился год в знаменитой Школе искусств Сент-Айвз. Учителями его были Виктор Пасмор и Бен Николсон.

Свою первую абстрактную работу Фрост создал в 1949 году.

«Я не изображал лодки, песок, горизонт или какой-либо другой предмет, а концентрировался на эмоциях, вызванных увиденным». Терри Фрост

А важным для него, человека, когда-то лишенного свободы, было правильно выразить само понятие счастья.

Патрик Хирон (1920–1999) изначально занимался дизайном тканей для фирмы отца. Во время Второй мировой войны отказался от военной службы по соображениям совести, и три года был сельскохозяйственным рабочим, затем трудился на гончарной фабрике Leach Pottery в Сент-Айвзе, где и познакомился с Беном Николсоном и Барбарой Хепуорт.

Он известен тем, что придумал термин «нефигуративность» для описания своего абстрактного искусства.

«Древний достоверный отклик художника на окружающий его мир, — написал он однажды, — это восторг и изумление, и мы должны вернуть его».

Вильгельмина Барнс-Грэм (1912–2004) впервые приехала в Корнуолл в 1940 году. Как и Николсон, она была как фигуративным, так и абстрактным художником. Много путешествовала по Корнуоллу. Продолжала рисовать на пленэре на протяжении всей своей жизни.

«Мне нравится, что в моей комнате есть картина. Почему? Без нее комната кажется пустой, сколько бы мебели у меня ни было. Я хочу фокуса, чего-то живого, но безмолвного. Букет цветов на подоконнике? Да, но они засохнут. Кошка свернулась калачиком у очага? Да, но она уйдет и будет рыскать по крышам.
Картина же будет всегда. Она подождет. Если это правдивая картина, я никогда не устану от нее. Неважно, в каком она стиле. Сейчас у меня на стене висит картина Мондриана — просто контраст горизонтальных и вертикальных линий, пересекающих пустое пространство, и один уравновешивающий желтый квадрат. Мне нравится, когда гармония выражается в цвете. Ведь цвет — одно из самых верных средств выражения радости, той радости, которая обитает в счастливом доме. Ибо это непременно … картина правды, не фотографическая и не реалистическая, а мера, ритм и масштаб, составляющие ее внутреннюю сущность. Это то, что я хочу от картины в своем доме. А вы»?
Уинифред Николсон. «Неизвестный цвет»; «Картины, письма, сочинения»

Обложка: Питер Лэньон. Безмолвный берег. (фрагмент)

Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:

Os. Bend.

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.