После начала Второй мировой войны в Сент-Айвз начали приезжать художники, которых больше интересовала абстракция, чем натюрморты и пейзажи, выполненные в традиционной манере.
Но, тем не менее, в работах Бена Николсона, Питера Лэньона, Патрика Хирона, Вильгельмины Барнс-Грэм, Терри Фроста, часто присутствуют виды Корнуолла. Работы эти могут выглядеть совершенно абстрактно, но всегда связаны с конкретными местами.
В предыдущей публикации я упомянула Бена Николсона (1894-1982), назвав его эстетом и гением абстрактного искусства.
Именно Николсон и его жена Уинифред стали одними из первых художников в Британии, чей взгляд на пейзаж отличался от традиционного, а в работах прослеживалось и влияние наивного художника Альфреда Уоллиса.
Николсон в основном был самоучкой. Какое-то время он учился в Школе искусств Слейда, но посчитал ее провинциальной. Много путешествовал по Европе. В 1921 году побывал в Калифорнии, где увидел одну из картин Пикассо. Так началось его знакомство с кубизмом, хотя первыми работами художника были натюрморты, написанные под влиянием картин его отца.
Начиная с 1931 года он часто ездил в Париж, бывал в мастерских Пита Мондриана, Жоржа Брака. Эти мастера и побудили Николсона обратиться к абстрактному искусству.
Хотя биографы, в частности Сара Джейн Чекленд, утверждают, что главной причиной был шок от предательства и ненависть. Невеста Бена Николсона, Эди, вышла замуж за его недавно овдовевшего отца — известного художника Уильяма Николсона.
«Отныне он был полон решимости не только добиться успеха, но и сделать это, следуя курсу, диаметрально противоположному курсу его отца… Отсюда его приверженность абстракции».
В годы Второй Мировой войны Николсон часто обращался к пейзажам, чтобы зарабатывать на жизнь. Как правило это были сцены, словно увиденные через окно, с элементами натюрморта на переднем плане.
В письме художнику Патрику Хирону Николсон уточнял: «Все «натюрморты» для меня на самом деле представляют собой пейзажи земли, моря и неба».
Николсон крайне неохотно покинул Лондон. Принять такое решение его заставила война и беспокойство о жене и маленьких детях. В Корнуолле было безопасно. К тому моменту он развелся с Уинифред, второй женой его стала скульптор Барбара Хепуорт. Позже в Сент-Айвз приехал художник и скульптор, автор «Реалистического манифеста» для российского конструктивистского движения Наум Габо.
Вскоре в маленьком городке, жители которого прятались по вечерам за затемненными по случаю войны окнами, вовсю обсуждались кубизм, футуризм, конструктивизм, восточная философия, суть наивного искусства и морская традиция.
Сент-Айвз постепенно становился центром нового искусства, и его значение со временем лишь росло.
Единственным уроженцем Корнуолла среди вышеперечисленных художников был Питер Лэньон (1918-1964).
Лэньон учился в в Школе искусств Пензанса, а также брал частные уроки живописи у Борласа Смарта, Адриана Стоукса, Бена Николсона. Во время войны служил в Королевских ВВС.
Крайне точно суть его творчества выражена в названии книги Криса Стивенса: «Питер Лэньон»: На краю пейзажа».
Пейзажи эти поистине головокружительны. Лэньон был близко знаком с побережьем, постоянной темой его картин были земля и море родного края. Новым был взгляд художника, которого манила высота. Взгляд с края высокой скалы, холма, взгляд парящей в небе птицы на землю и море внизу.
«Я хотел собрать воедино все свои чувства к пейзажу, а это означало оторваться от привычного способа изображения пространства в пейзажной живописи. Взбираясь на холмы и скалы, я вижу небо и море у себя за спиной, потом небо становится совсем близким. Земля же внизу подобна лоскутному одеялу».
Такова его картина «Птичий ветер». Кажется, что птица взлетает и парит над зелеными полями, на фоне бело-серого неба.
Работа «Высокая земля» была описана самим Лэньоном как «изображение высокой сухой травы, развевающейся на ветру».
Кажется, что вода, сам воздух, зелень поля, скалы и небо плавно перетекают друг в друга.
Лэньон сказал о своей работе «Безмолвный берег», написанной за два года до того, как он решил заняться планеризмом: «В различных настроениях моря есть отголоски нашей человеческой нестабильности, своенравия и непостоянства. Это привело меня к более поздним изображениям воздуха, а не побережья».
Именно планеризм позволил Лэньону достигнуть той всевидящей точки обзора, которую он искал, чтобы выразить свое видение ландшафта - землю и воздух в постоянном движении, не конкретное место, а, скорее, свое чувство пребывания в этом месте.
И словами Лэньон описал полет над Розуоллом — большим холмом к западу от Сент-Айвза:
Небо, которое в традиционном пейзаже занимает верхнюю половину картины, находится повсюду и является элементом, с высоты которого воспринимается земля.
В 1964 году Питер Лэньон получил серьезные травмы в результате аварии планера и умер в возрасте всего 46 лет.
«Для меня невозможно создать картину, которая не имеет отношения к крайне мощному пейзажу, в котором я живу». Питер Лэньон
Тяга Терри Фроста (1915-2003) к живописи возникла в результате разговоров об искусстве, которые он вел с художником Адрианом Хитом. А разговоры эти происходили в нацистском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны.
После войны Фрост проучился год в знаменитой Школе искусств Сент-Айвз. Учителями его были Виктор Пасмор и Бен Николсон.
Свою первую абстрактную работу Фрост создал в 1949 году.
«Я не изображал лодки, песок, горизонт или какой-либо другой предмет, а концентрировался на эмоциях, вызванных увиденным». Терри Фрост
А важным для него, человека, когда-то лишенного свободы, было правильно выразить само понятие счастья.
Патрик Хирон (1920–1999) изначально занимался дизайном тканей для фирмы отца. Во время Второй мировой войны отказался от военной службы по соображениям совести, и три года был сельскохозяйственным рабочим, затем трудился на гончарной фабрике Leach Pottery в Сент-Айвзе, где и познакомился с Беном Николсоном и Барбарой Хепуорт.
Он известен тем, что придумал термин «нефигуративность» для описания своего абстрактного искусства.
«Древний достоверный отклик художника на окружающий его мир, — написал он однажды, — это восторг и изумление, и мы должны вернуть его».
Вильгельмина Барнс-Грэм (1912–2004) впервые приехала в Корнуолл в 1940 году. Как и Николсон, она была как фигуративным, так и абстрактным художником. Много путешествовала по Корнуоллу. Продолжала рисовать на пленэре на протяжении всей своей жизни.
«Мне нравится, что в моей комнате есть картина. Почему? Без нее комната кажется пустой, сколько бы мебели у меня ни было. Я хочу фокуса, чего-то живого, но безмолвного. Букет цветов на подоконнике? Да, но они засохнут. Кошка свернулась калачиком у очага? Да, но она уйдет и будет рыскать по крышам.
Картина же будет всегда. Она подождет. Если это правдивая картина, я никогда не устану от нее. Неважно, в каком она стиле. Сейчас у меня на стене висит картина Мондриана — просто контраст горизонтальных и вертикальных линий, пересекающих пустое пространство, и один уравновешивающий желтый квадрат. Мне нравится, когда гармония выражается в цвете. Ведь цвет — одно из самых верных средств выражения радости, той радости, которая обитает в счастливом доме. Ибо это непременно … картина правды, не фотографическая и не реалистическая, а мера, ритм и масштаб, составляющие ее внутреннюю сущность. Это то, что я хочу от картины в своем доме. А вы»?
Уинифред Николсон. «Неизвестный цвет»; «Картины, письма, сочинения»
Обложка: Питер Лэньон. Безмолвный берег. (фрагмент)
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.