«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так» (Исх.14:1-4).
Исход Израиля из Египта - величайшее событие в Библии, о котором она постоянно упоминает как в Ветхом, так и в Новом заветах. События развивались таким образом, что Господь повел Свой народ к Красному морю, на юг, вместо того, чтоб направиться прямиком на восток в землю, которую Он назначил еще Аврааму для жительства.
Оказавшись перед водной преградой, между двух горных массивов и уже слыша гром от топота колесничных коней фараона, израильтяне поняли, что попали в западню.
«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу» (Исх.14:9,10).
До этого цель действий Бога была понятна – десять казней явились результатом ожесточения фараона, и Господь наказывал Египет за великое упрямство его царя.
Но теперь, когда все шло хорошо, сопротивление фараона сломлено, Израиль идет в обетованную землю, нагруженный египетским золотом, продуктами питания, многочисленными стадами животных, что пошло не так? Зачем они оказались здесь, буквально запертыми в клетке на погибель и рабство? Зачем Господь привел их в западню? Вот вопросы, звучавшие в умах людей. Однако, вопросы были не безобидные. Они были наполнены злобой и духом ропота.
«И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх.14:11,12)
Люди не выдержали Божьего испытания веры.
Когда Господь испытывает нас, посылая нас в затруднительные ситуации, в проблему и даже в долину смертной тени, у нас на глазах наворачиваются слезы от горечи утрат, потерь, бессилия. Пытаясь выбраться из клетки разными путями, в конце концов мы признаём ситуацию безнадежной, ощущаем свое бессилие, и это заставляет нас вопиять к Богу, влиянием и советами Которого мы раньше пренебрегали.
Но важно здесь не впасть в искушение. Как это? Что значит впасть и не впасть в искушение?
Народ израильский тоже стал вопиять к Богу, оказавшись в безнадежной ситуации. Но их вопль был наполнен обвинениями в адрес того, кто привел их к проблеме. Они обвинили во всем Моисея, которого им послал Бог, а значит их крик был направлен к Самому Богу. Вместо смирения - ропот, вместо мольбы – ругательства, вместо послушания – непокорность.
Даже после того, как Божий огненный столб осветил ночную тьму для них, а египтян окутал мглой. Даже после того, как море расступилось, и они прошли по его дну. Даже после того, как оно вновь сомкнулось за ними, уничтожив всех египтян, это жестоковыйный Израиль через три дня пути вновь возроптал с еще большей силой и так роптал на протяжение всех сорока лет странствий по пустыне. Они впали в искушение и уже практически не выходили из этого состояния.
Впасть в искушение – это значит во всех своих проблемах обвинить Бога. Состояние духа, подобного словам отчаявшейся жены Иова: «Похули Бога и умри» (Иов2:9).
Но человек, который не впадает в искушение, говорит в сердце своем: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).
Мы проходим испытания от Бога, входим в искушения Его как в долину смертной тени. Но при этом держимся за Его руку и продолжаем идти доверяя Ему, полагаясь на Него, прославляя Его имя, куда бы Он ни повел нас.
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс.22:4).