Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня, продолжаем смотреть PANZERKAMPWAGEN III разных модификаций.
И так поехали
PANZERKAMPWAGEN III Ausf Е.
Машина PANZERKAMPWAGEN III Ausf E стала первой, которая пошла в серийное производство.
Всего с декабря 1938 по октябрь 1939 было выпушено около 100 танков.
Кардинально была переработана ходовая часть. Автором разработки которой, был Ф. Порше. Ходовая состояла из шести опорных катков, с индивидуальной торсионной подвеской. Поставили ленивиц нового образца. К корме танка перенесли поддерживающие ролики.
Танк оснастили новым 300-т сильным двигателем «Maybach» HL 120TR. Так же установили новую трансмиссию «Maybach Variorex», и 10-ти скоростную коробку передач и одна передача заднего хода. Благодаря этому скорость увеличилась до 40 км/ч.
Корпус стал изготавливаться по новой технологии из цельных броневых листов, вместо составных на ранних «тройках». В бортах между вторым и третьим опорным катком смонтировали аварийные люки для механика-водителя и стрелка-радиста. Правда, на первых 5-ти машинах их еще не было. Толщина брони достигла 30-ти миллиметров.
Первые образцы машин оснащались башнями с внутренней орудийной маской. В последующим, с установкой 50-мм орудия, ее заменили на внешнюю, и оставили один пулемет. В бортах башни стали устанавливать двустворчатые люки.
Большую часть танков в операции «Вайс» в 1939 году составили танки версии «Е». Так же эти машины были основными в боях 1940-го года, а также в боевых действиях в период 1941-1942 годов на Восточном фронте и в Северной Африке.
PANZERKAMPWAGEN III Ausf F.
Танки этой серии претерпели минимальные изменения от своих предшественников серии «Е».
Основное отличие этих машин было наличие на лобовом листе корпуса вентиляционных воздухозаборников для охлаждения тормозных устройств и редукторов. Так же устанавливался улучшенный двигатель «Maybach» HL 120 TRM. Большая часть танков этой модели вооружалась 37-мм орудием. И лишь в июне 1940 года первая партия из 10-ти машин пошла в серию с 50-мм орудием KwK L/42. После чего большинство танков серий «Е» и «F» были переоснащены на орудия 50-мм KwK L/42. Танки серии «F» часто оснащались дополнительными 30-ти миллиметровыми лобовыми бронеплитами. С сентября 1939 года по июнь 1940 года выпустили 435 машин. Первые машины поступили в танковые дивизии в конце 1939 года. Последние машины этой серии можно было еще увидеть в боях 1944 года в Нормандии. Они тогда состояли на вооружении 116-ой танковой дивизии.
PANZERKAMPWAGEN III Ausf G.
Эти машины увидели свет в мае 1940 года. Первоначальный план составлял 1300 машин. Но в связи с захватом чешских танков и включением их в вермахт как PANZERKAMPWAGEN 38 (t) план урезали до 800 танков. С мая 1940 по февраль 1941 года выпустили 600 машин этой серии.
Машина была оборудована новой командирской башенкой из 5-ти смотровых приборов. Позже ее конструкцию повторили на PANZERKAMPWAGEN IV. Толщину кормовой брони корпуса повысили до 21 миллиметра. Во фронтальной части корпуса, монтировался новый смотровой прибор механика-водителя, с подвижным бронещитком, с управлением из нутрии танка. На крыше башни машины установили под броне колпаками вытяжные электровентиляторы. Через них шло удаление орудийных газов после выстрелов. Лючок для сигнализации удалили. Сзади башни установили для личных вещей экипажа вещевой ящик. В войсках его прозвали Rommelkiste или «ящик Роммеля».
В ходовой части изменили форму ведущего колеса и ленивец. Ширину гусеницы увеличили с 36-см до 40-см. Однако эти изменения ходовой части коснулись не всех танков. Для группы войск в Северной Африке танки оснащались дополнительными фильтрами и увеличенными радиаторами. Первые 50-т машин вооружались 37-мм орудиями. На остальные ставились 50-мм KwK 38 L/42. На несколько машин установили дополнительные броне листы толщиной до 30-ти миллиметров. Были попытки усилить броню в части кормовой части и днища танка. Для защиты танка от мин. Танки пошли в танковые дивизии в мае - июне 1940 года. В боевых действиях против Франции участвовали машин оснащенные 37-мм орудием. К концу 1941 года большинство машин переоснастили 50-мм орудиями. Некоторое количество машин с 37-мм орудием дожило до осени 1944 года.
И последняя на сегодня модификация «тройки» , модификация PANZERKAMPWAGEN III Ausf H.
Эта модификация стала логическим продолжением улучшить бронезащиту «тройки». В ходе боевых действий в Польше, Норвегии, и Франции заставил в лобовой части корпуса крепить в заводских условиях 30-мм листы брони.
Это привело к резкому увеличению массы танка до 21,6 тонны. Что привело к необходимости изменений в ходовой части и подвески. Для улучшения удельного давления на грунт ввели новые гусеницы шириной 40 сантиметров. Ставшие с этого момента основой для всех «троек». В этой связи пришлось изменять конструкцию ведущего колеса и ленивца. Вместо колес с 6-ю просветами, стали ставить направляющие колеса с 8-ю просветами. А позже заменили отверстия спицами. Правда в боевых условиях после ремонта, встречались танки с комбинацией из старых и новых колес.
Сложную для ремонта механическую трансмиссию «Variorex» заменили на более простую с коробкой передач «Afon», с 6-ю передачами переднего и 1-й заднего хода.
Танки PANZERKAMPWAGEN III Ausf H выпускались с видоизмененной башней с кормовым единым броневым листом. В результате увеличилось пространство внутри башни. Что улучшило работу экипажа машины. Кроме того был введен вращающийся полик в башне. В кормовом башенном ящике хранились боезаряды для дымовых гранатометов. Гранатометы ставились только на версии «H».
Серийно танки стали выпускать с октября 1940 года. В апреле 1941 года в войсках их насчитывалось около 400-х машин. После захвата Франции, Гитлер приказал перевооружить все «тройки» длинноствольными 50-мм орудиями. Однако приказ выполнили лишь частично, в силу невозможности установить орудия в башни старого образца. В связи с чем, и не желая менять график выпуска машин, Министерство вооружения продолжило выпускать танки с прежним вооружением.
И совсем на последок приведу ТТХ машин упомянутых в статье.
Ну вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.