Найти тему
Дружелюбный философ

О чём говорят на уроках учителя, не жалея времени. Топ-15 тем, не обозначенных программами обучения

Оглавление

Доброго времени суток, мои уважаемые читатели! Поговорим сегодня с Вами о том, какие "знания", кроме предметных, могут получить ученики на уроках.

Замечу, что источниками "исследования" стала, во-первых, моя дочь, во-вторых, мои ученики, которые очень эмоционально делятся переживаниями, когда приходят на занятия ко мне, как к репетитору, а в-третьих, я сама.

Что же можно узнать помимо предметов школьной программы, находясь на уроках?

Топ-15. О гардеробе учителя

Последнее место списка занимает именно эта тема. К сожалению, есть учителя, которые по непонятным причинам любят прихвастнуть количеством пар обуви или разнообразием модельных вещей известных брендов, находящихся у них в личном пользовании. Они не только расплываются в улыбках, получая комплименты от учеников по поводу своих "прикидов", но готовы обсуждать предметы гардероба и на занятиях. Вот и получается, что драгоценное время, которого и так катастрофически не хватает, чтобы обучить классы наполняемостью 25-30 человек, тратится на ненужную никому информацию.

Топ-14. О путешествиях учителя

Видимо, впечатления от перемены места настолько сильны у педагога, что он ещё продолжительное время пребывает в состоянии приподнятого настроения после путешествий и думает, что им можно поделиться с детьми. Зачем? Наверняка среди детей много ребят, которые не выезжали летом даже из города, или тех, чьи путешествия заканчиваются на дачах среди грядок с урожаем. Стоит ли кричать о том, что может позволить себе взрослый человек, ребёнку? А время-то "идёт"...

-2

Топ-13. О прошлом учителя

Ностальгические воспоминания о своём детстве и о прошлом проецируются наставниками на современных школьников помимо их желания. Человек, по моему мнению, не должен питаться иллюзиями о том, что может снова испытать когда-то пережитые чувства. Это всё в прошлом. Стоит ли передавать свои ощущения об уходящей эпохе детям, которые живут совершенно по-другому в среде, разительно отличающейся от той, в которой находился учитель? У ребят есть родители, родители родителей, которые рассказывают им о своей жизни. Дети ходят в школу получать знания по школьным предметам, а не выслушивать бесконечные истории педагога о его блестящей учёбе, работах, проблемах в семье.

Из переписки с учеником
Из переписки с учеником

Топ-12. О том, как учитель "гробит своё здоровье"

Мы все прекрасно понимаем, что в условиях современной школы деятельность учителя сродни квесту на выживание. И если педагог заинтересован в успехах учеников, то он тратит много энергии психической и физической на обучение своих подопечных. Но зачем постоянно об этом говорить детям? Что изменится, если в очередной раз ребёнок увидит недовольного измученного наставника, срывающегося до крика на "банду неуправляемых подростков"? Испытает ли он страх или равнодушно отвернётся в сторону? Жалобы на "не железное здоровье" не могут вызвать сострадание и уважение слушающих их многократно.

-4

Топ-11. О том, что учитель мало зарабатывает

Стенания преподавателя по поводу "низкой" оплаты труда совершенно не нужны нашим детям и внукам. Не только не педагогично, но и чрезвычайно вредно пытаться найти виновных в своих проблемах. Какой цели добивается учитель, рассказывая о своей зарплате? Зачем заставлять ребёнка пересчитывать чьи-то кровно заработанные средства? Это занятие абсолютно бесполезное. Но хуже всего то, что, ссылаясь на мизерный заработок, учитель отказывается от проведения безвозмездных консультаций, не выдаёт отстающим ученикам дополнительные задания, на проверку которых надо тратить время.

-5

Топ-10. О социальных сетях, где "балбесы зарабатывают на таких, как вы"

Нежелание стать открытыми для современных технологий приводит некоторых наставников в тупик, мешая их творческому росту. В статье ""Не хочу идти в школу. Там ничему не учат". О ратоборстве учителей и репетиторов" я написала о том, что учителя боятся выходить из зоны комфорта и попадают в ловушку компетентности. Поэтому часто на уроках слышны с их стороны возгласы негодования по поводу тех коллег, которые не боятся рассказывать о предметах школьной программы в социальных сетях, собирая большие аудитории и при этом зарабатывая. Их критике подвергаются не только взрослые, но и дети, "делающие деньги из воздуха". Тем не менее, в случае обращения ученика за помощью следует его отсыл именно к таким электронным ресурсам. Противоречие?

Скрин автора
Скрин автора

Топ-9. О художественных фильмах

Настало время поделиться своим опытом. Говоря с детьми о важности образования, я как-то на уроке привела пример девушки, всеми силами желающей его получить. Речь шла о героине фильма "Гарвардский бомж", сюжет которого был основан на реальной истории. На следующий день меня вызвали в кабинет завуча школы и сказали, что поступили жалобы от родителей на то, что я на уроке вместо математики обсуждаю с детьми художественные фильмы (не фильм, а фильмы). Мне было неприятно получить замечание. Но здесь возникает закономерный вопрос: "А что, воспитательная функция школы совсем исчерпала себя?" Мы, преподаватели, должны лишь выдавать материал, разъяснять его сложности, контролировать обучаемость по предмету и больше ничего? Или родители были всё же правы в том, что время, отведённое для изучения сложнейшего предмета, надо тратить только на него? А разговаривать с детьми стоит на классных часах, собраниях по поводу чего-нибудь? Думаю, что так и должно быть. Как бы ни был возмущён учитель на уроке небрежным отношением ученика к выполнению его заданий, он должен, в первую очередь, сохранять хладнокровие, контролировать свои эмоции, создавая спокойную рабочую обстановку в классе. И заниматься на уроке разбором изучаемого материала.

Топ-8. О том, что "всё надоело, пора уходить из школы"

Согласитесь, неприятно учиться у человека, который почти каждый день жалуется на свою работу, на плохих учеников, на государство, которое мало платит, на финансовые трудности школы, не имеющей нужного ему оборудования, на замечания администрации. И это дети слышат на уроках! По-моему, если кому-то надоело работать в школе, можно уйти в самозанятость или в ИП, стать зарегистрированным репетитором. Или сменить сферу своей деятельности. Возможностей много. В своей статье "6 способов заработать деньги, не выходя из дома. Если Вам не лень, конечно" я перечислила лишь малую толику идей, позволяющих зарабатывать с помощью интернета.

Повторюсь снова. Я глубоко уважаю своих коллег. Но детям совершенно не нужно знать о трудностях их наставников.

Топ-7. О бывших коллегах учителя, покинувших школу

Несправедливые высказывания педагогов о бывших коллегах, покинувших по различным причинам школу, являются не только некорректными, но и заведомо ложными. А говорить об этом в классе с детьми, многие из которых могут быть не знакомыми с обвиняемыми,думаю, просто глупо. Но это имеет место быть, причём, на уроке. Что же толкает учителя на сладкую месть коллеге, решившему изменить свою жизнь? Зависть? Страх перемен? Раздражение из-за любви детей к тому, кто был до него? Эти человеческие слабости никак не способствуют восприятию его детьми как сильной личности. Унижая своего бывшего коллегу, он тем самым унижает себя. И этого видеть детям не стоит.

Топ-6. О репетиторах, которые "ничего не дают"

Эта тема достаточно часто поднимается на уроках. Почему? Я попыталась разобраться в предвзятом отношении некоторых учителей в написанной мною статье, упомянутой выше. Если Вы пройдёте по ссылке, то сможете узнать моё мнение об этом.

Топ-5. О бывших учениках учителя, добившихся чего-то в жизни

Воспоминания о хорошем греют душу. Но только ту душу, в которой они живут. Постоянные упоминания незнакомых людей в качестве примеров для подражания не являются источником радости для ребёнка, имеющего проблемы по предмету. Думаю, лучше потратить время на объяснение материала, чем забивать голову ученика образами людей, далёких от него.

-7

Топ-4. О том, "какие умные дети были раньше, а теперь нет"

Учителю мало быть грамотным специалистом, знать свой предмет, уметь излагать мысли. Прежде всего, я так думаю, он должен быть Человеком с большой буквы. Говоря на уроках об эфемерных умных детях, существующих в его воображении, и о том, что их теперь нет, он унижает учеников, сидящих перед ним в классе. Каждое слово учителя, его действие так или иначе оставляют отпечаток в душах учеников. Какой энергией - созидательной или разрушительной будут наполнены они после таких уроков? Кем вырастут наши с Вами дети и внуки, если в каждом слове человека, проживающего рядом с ними каждый день, они будут чувствовать насмешки, язвительность, оскорбления достоинств их и их родителей?

Топ-3. О том, что "учитель не обязан готовить к экзаменам, а только учить по программе"

А дальше после такого высказывания следует абсолютно противоречивое пункту 6 предложение: "Кто не справляется с программой, идите к репетитору!" Неожиданно, правда? Или ожидаемо?

Немного воспоминаний о моей школе, давшей мне такое образование, что без помощи репетитора я смогла поступить в ЛГУ на мат-мех.

К каждому экзамену нас обязательно готовили. Помню, что перед экзаменами мы записывали краткое содержание билетов с указанием страниц учебников, где можно было получить развёрнутые ответы на вопросы. Если такой информации было недостаточно, то учитель задиктовывал ответы сам. Мне это здорово помогло на вступительных испытаниях в вузе.

Так почему же учитель не обязан готовить к экзаменам, а только учить по программе? Ведь результаты экзамена являются показателями обученности ученика. Разве учителю наплевать на них, и он не заинтересован в достижениях своих подопечных? Мне это не понятно.

Топ-2. О том, что "самая отличная работа в будущем для таких двоечников, как вы, - это работа дворника"

Сложно комментировать Топ-2. Здесь всё: 1) признание невозможности обучить ученика, 2) бессилие в мотивации его по предмету, 3) нежелание в оказании помощи, 3) попытка унижения школьника, 4) лишение его надежды на успешное будущее, 5) отрицание значимости работы дворника, 6) позиционирования себя как "врача" с точно поставленным "диагнозом".

-8

Топ-1. О том, что ученики не сдадут ОГЭ, ЕГЭ, если не будут "грызть гранит науки"

Почти на каждом уроке до слова "если". Вы не представляете себе, как эти слова огорчают ребят! Как они расстраиваются, переживают. И они это слышат почти каждый день.

Зачем

  • сеять панику?
  • вызывать стресс?
  • заставлять терять надежду и веру в свои силы?
  • поселять неверие в профессионализме наставника?

Кто выиграет от того, что эти слова обретут жизнь?

Только не ученики, и не мы - их педагоги.

А можно ведь говорить и делать всё по-другому, наоборот?

Чтобы дети почувствовали себя счастливыми.

Чтобы у них светились глаза, когда они заходят в класс.

Чтобы они чувствовали поддержку педагога.

Чтобы радовались не только своим отлично оценённым успехам, но и тому, что узнали в этот день, на этом уроке.

Чтобы в будущем они вспоминали школу как место, куда ноги несли вприпрыжку.

Чтобы знали, что в школе их любят и ждут. Всегда.

-9

Вы находитесь на дружелюбном канале.

Уважайте себя. С уважением, автор.

Все иллюстрации взяты из открытого доступа: Яндекс, картинки.

#школьное образование #обучение в россии #школа #математика #учитель #проблемы общества #проблемы образования