Найти тему
Анжела Хапава

Андрюхины будни. Зарисовки из жизни добродушного офисного бездельника. Рекомендуется читать втайне от начальника. Глава пятая

Ну что за день?

Бывают такие дни, когда лучше не просыпаться, а ждать с закрытыми глазами следующего дня в надежде, что он будет хоть чуточку лучше этого.

Андрюха с утра смотрел в почту, как в бездну, и пытался понять, почему так много писем от совершенно незнакомых людей. Причем в каждом послании от него кто-то что-то настоятельно требовал: то сим-карта не работает, то тариф давно не меняли, то вообще бухгалтерия закрывающие документы просит.

«А я-то тут причем?» – сердито думал Андрюха, оглядывая все это лингвистическое безобразие.

Он уже было собрался послать всех на кладбище надежд клиентов, то есть в службу поддержки, как вдруг перед его столом откуда ни возьмись нарисовался Серега.

- Здарово, в 10 – чай, как обычно? – подмигнул тот.

- Конечно! – Кивнул Андрюха.

- Там тебе от моего, то есть теперь от твоего клиента должны были прийти письма. У них там пара вопросов, ну и заказать что-то хотели, - Серега кивнул в сторону открытой почты на андрюхином мониторе.

- Так это от твоего клиентоса сразу столько задач – ну ващеее. А я думаю, чо это такое-то…

Ну я их в сервисную службу отправлю, тут не продажи, в основном обслуживание всякое… - Андрюха по традиции хотел спихнуть работу на кого-то другого. Он это называл «эскалировать», хотя мы же все знаем, что эскалировать – это когда просят помощи у руководителя, чтобы он так сказать ускорил процесс. А когда работу переваливают на ни в чем не повинную техническую или сервисную службу, – это не эскалация, а хамство. Ну или как в андрюхином случае – банальная лень.

- Чтобы им продать, надо запомниться. Делай все сам.

- Ну лааадноо… - Андрюха искренне считал, что прямые обязанности – это не долг, а одолжение. Его добрая воля по отношению к клиентам. А вовсе не то, за что он получает зарплату.

Пока Андрюха пытался сосредоточиться в ожидании перерыва на чай, к его столу подплыла Жанка:

- Ну как там мой клиент? Наверное, всю почту забил тебе всякими сервисными вопросами? Мне они даже в выходные пишут, точнее писали. Очень они дотошные, конечно, но покупают мало. Зато много внимания к себе требуют. Я тааак тратила с ними время.

- Странно, - Андрюха как ни в чем не бывало пожал плечам, - а у меня тут куча запросов на подключение каналов по нескольким адресам…

Жанка вскинула бровки, но вовремя опомнилась и сделала такое же невозмутимое лицо, как у Ленина в Мавзолее.

Конечно же Андрюха наврал. При всем миролюбии он никак не мог запретить себе дразнить Жанку несуществующими продажами.

В андрюхиной конторе, ой, простите, стабильной корпорации, которая заботится о клиентах, самой важной целью было выполнить план. Сделать это можно было двумя способами: продать что-то клиенту или дождаться, когда тот сам купит.

Как вы понимаете, большинство менеджеров благоразумно выбирало второй вариант. Он не требовал от сотрудника усилий: всего-то нужно сидеть за столом и дотянуться до телефонной трубки, когда позвонит клиент. И, конечно, многие привыкли, что «добыча» сама идет в руки. А если за продажу приходилось бороться или на ровном месте появлялись сложности, это воспринималось, как нечто возмутительное, вопиющее, недопустимое и всячески порицалось.

Особым шиком считалось, когда клиент заказывал сразу несколько дорогостоящих услуг связи, которые почти всегда шли в паре – высокоскоростной интернет и много телефонных линий. Иногда бывало так, что клиент по несколько дней не мог дозвониться до менеджера или, как они себя сами называли, – манагера. А когда все-таки дозванивался, манагер лениво записывал все пожелания клиента и потом на кухне хвастался – «Продал я ему, короче, поток на 30 линий и канальчик на 100 мегабит, так-то».

Ни один из менеджеров и манагеров не задумывался о принципиальной разнице между понятиями «клиент купил» и «менеджер продал». Ребятам казалось, что они продают, а, значит, работают, а, значит, заслуживают премию.

Андрюха, естественно, придерживался аналогичной философии.

За чаем в кухоньке он, конечно, жаловался Катюне и Сереге на Жанку и в целом на клиентов, с которыми теперь придется работать:

- А чо они все сразу-то пишут? – Вопрошал наш герой, размешивая в кружечке чай без сахара.

- Крупные клиенты – они такие, - философским эхом отозвался Серега.

- Ну зато у тебя оптика на миллионы рублей на мази с этим клиентом, - если бы за оптимизм давали Нобелевскую премию, Катюня бы каждый год ездила в Швецию за медалькой и миллионом евро.

Не успел Андрюха решить, на что потратит премию от проданной клиенту дорогой оптики, как зазвонил телефон. Наш герой, конечно же, не собирался отвечать – он же занят чаепитием. Звонивший был настойчив, тогда Андрюха попытался быстро произнести в трубку волшебные слова – «у меня вторая линия, перезвоните, спасибо», но и здесь не вышло:

- Андрей, это Александр, юрист ЛидЗеярз, мы познакомились на встрече по поводу оптики. В Химках, помните?

- Здрасьте, у меня вторая линия… - невпопад ляпнул Андрюха, чуя неладное.

- Я ненадолго, просто хотел предупредить о небольшой формальности. Помните, мы решили, что оптику будем класть? Так вот, мы – компания белая, официальная, мы ну просто должны объявить тендер на оптику, а не просто так у вас закупить, понимаете? Так что я вам уже выслал пакет документов, который нужен от вас для участия в тендере, еще требования к формату этих документов и требования по срокам сдачи. Выложить все документы в требуемом формате нужно на официальную площадку для тендеров, ну там легко, разберетесь. У вас довольно много времени – сегодня до 19:00. Ну все, не задерживаю. До связи, - юрист Александр говорил подозрительно ласково.

И это обстоятельство страшно смутило Андрюху. Он уже привык к тому, что в продажах – ласка бывает в двух случаях – перед казнью или кастрацией.

- Серег, а ты в тендерах участвовал когда-нибудь?.. Чо там за площадка-то?.. Чо за фигня, блин?!

- Ну участвовал, там на сайт определенный заходишь, загружаешь свое предложение по цене, реквизиты, какие-то документы о компании, о том, что белые-хорошие и все такое. В принципе ничего сложного.

- Какое еще предложение-то ценовое?! Это ж оптика, блин! На нее точной цены не может быть – мало ли что там на местности выяснится, может, там вообще копать нельзя! Все очень условно! – А чо ты не провел предварительную разведку-то? Отправил бы нашим технарям заявку, чтобы поехали на местности и прикинули, что там да как, - Серега всегда вовремя давал хорошие советы. Задним числом.

- Да я был уверен, что они либо не купят, либо увидят цены и потом не купят! – Андрюха впервые за долгое время был в панике. Кажется, даже давление скакнуло. Давно он не был в таком стрессе. Это никуда не годится.

В этот момент на кухню, словно отбившаяся от Титаника шлюпка, вплыла Жанка:

- Привет всем, - произнесла она плотно закрытыми губами. Как ей удавался такой фокус – загадка, которая еще ждет своего исследователя. – Ну как там ЛидЗеярз твой? Что там с оптикой?

- Да вот… тендер под меня открыли, - сходу сочинил Андрюха. Выглядел он при этом настолько невозмутимо, что сложно было предположить, какой неожиданностью для него самого стало это вранье.

Катюня вытаращила глаза и умело скрыла улыбку в кружке с чаем. Серега по своему обыкновению ухмылялся, но так как он это делал всегда, Жанка ничего не заподозрила.

- Как это под тебя? – Она даже не пыталась скрыть недовольство.

- Да вот решили, что для вида откроют тендер, но понятно, что класть оптику будут только со мной. Так-то.

- А ты чего, Жан, не рада за коллегу? – Снова ухмыльнулся Серега.

В этот момент на кухне нарисовался Димка, и Жанка тут же удалилась с гордо поднятой бровью.

- Ну чо у тебя там, Андрюх, - дружелюбно прогудел Димка.

- Да, пипец, чо! Димон, тендер, блин! Да еще и на площадке какой-то! Как это вообще делается-то?! – Андрюха сам себя не помнил таким расстроенным. Вот ей Богу!

- Да погоди паниковать-то! Были у меня такие тендеры! Там несложно. Тока документы обычно нужны оригиналы, ну типа с печатью и живой подписью, - Димка был незлым парнем, он был готов помогать, когда видел, что человек в отчаянии. Но не раньше.

- Да хрен с ними документами-то! Я цены не знаю, какие ставить! Это ж оптика!

- Да был у меня клиентос один в том примерно районе Химок! Мы ему оптику рассчитывали! У меня и проект сохранился со всеми прикидками! Ща посмотрим! Цены нарисуем, ну так и напишем, что примерные!

- Да ты чо?! Огонь!

Наконец, словесный дадаизм был завершен, и Андрюха почувствовал, как жизнь снова вернулась к нему. А, значит, торопиться некуда – можно и чаек спокойно допить, понедельник же.

- Ща я чай допью, Димк, и подойду к тебе, покажешь мне тот проект?

Вернувшись на рабочее место, Андрюха обнаружил новую кучу писем от бывших клиентов Жанки и Сереги. На этот раз эти ироды, то есть люди, чье мнение очень важно для нас, хотели новых сим-карт, причем много и с определенными номерами. Сначала Андрюха было обрадовался, ведь за выбор номера можно взять деньги, которые учитываются в плане, а потом выяснил, что это не простые номера, а из специального резерва, за которыми придется переться во флагманский офис. На Арбат.

Вообще-то Андрюха работал на Садовом, до Арбата не так уже и далеко, особенно на автобусе.

«Вот, блин, ну что за дела. Если я ща поеду на Арбат, потом надо будет опять в офис возвращаться, сегодня же этот тендер дурацкий надо до шести часов загрузить, блин. Ну почему нельзя завтра эти сим-карты отдать? Почему именно сегодня? Я бы завтра и за картами съездил, и домой бы потом слинял, а сегодня…ну что за день, блин-блин!»

- Андреееей, ну что, как у тебя с тендером? – Над андрюхиным столом и, соответственно над самим Андрюхой, стояла Танька. Вместе с ней, как всегда, были ее хмурое лицо и Жанка.

«Вот зараза, Жанка растрепала уже про тендер» - Андрюха не умел одновременно плохо думать о человеке и улыбаться ему. Поэтому он также хмуро, даже сурово ответил:

- Да тут кроме тендера, я еще под сотню сим-карт продал. Вот надо ехать на Арбат, номера красивые брать из спец. резерва, а потом везти их клиенту, чтобы он сразу говорить по ним начал. А там тариф безлимитный.

На Танькином лице появилось нечто похожее на одобрение, а на Жанкином – что-то очень напоминающее зеленый цвет.

- А ты сегодня-то успеешь все? И документы подать и съездить? – Почти заботливо спросила Танька.

- Да, там ведь оптика, - встряла Жанка, - Надо предложение подготовить, наверное, это невозможно, все-таки ты же проект на разведку не запускал…

И как ей удавалось, не открывая рта, нести всякую чушь?!

- А мне Димка с предложением поможет, - махнул Андрюха головой в сторону коллеги.

- Да-да, Тань, все нормально, я вот и проект свой нашел, судя по всему, там проблем особых быть не должно, можно стандартные цены озвучить, - говорил Димка, глядя на Жанку, как Дейнерис на Серсею.

- Димон, ну чо, ты тогда сделаешь предложение? У тебя ж там есть, наверное, «рыба» с ценами? – невинно поинтересовался Андрюха, вставая из-за стола, - А я пока на Арбат смотаюсь, надо симки клиенту сегодня отгрузить.

Димка на секунду открыл рот, потом глянул на Жанкино зеленое от зависти лицо и сказал:

- Конечно, Андрюх, езжай давай, я тут и предложение клиентосу подготовлю, и пакет документов найду, а еще я уже работал с этой тендерной площадкой, я тебе, как вернешься, покажу, как все быстро туда загрузить.

Димкины слова произвели именно тот эффект, ради которого они были выпущены изо рта: Жанка из зеленой превратилась в темно-зеленую, ее маленькие глазки, стали зло прищуренными маленькими глазками, а всегда сжатые тонкие губы, непроизвольно сложились в сердитую куриную жопку.

Андрюха тем временем взял со стола пропуск, куртку и потопал к лифтам, бросив уходя:

- Если я там задержусь, Дим, ты сможешь все документы загрузить на площадку до шести часов?

- Конечно, мы все сделаем! – Это уже Виталя промямлил из-за своего монитора. Он всегда проявлял активность, когда рядом была Танька. Он это называл «помогать своей команде с продажами». В остальное время он исповедовал принцип – не мешать своей команде работать.

«Отлично! Можно и не возвращаться в офис», - думал Андрюха, заходя в горячий летний воздух. Погода была отличная – ярко синее небо, солнце слепит, жара, периодически разгоняемая дерзким ветерочком. Ну и конечно, ощущение, что наслаждаешься всем этим в рабочее время, когда положено сидеть под кондиционером и пялиться в монитор. В такие моменты Андрюхе казалось, что он выиграл в казино этот день, поставив все на зеро.

Сначала Андрюха хотел поехать на автобусе до Арбата, а там чуть пройтись пешочком, но потом, посмотрев на часы, решил, что незачем мелочиться – он пойдет пешком до самого офиса. И пусть весь мир, точнее весь клиент, подождет. Погода-то вон какая стоит!

Флагманский офис андрюхиной компании был красив, как любой флагманский офис любой компании. Там всего было много – мрамора, света, диванов, пространства, лифтов, банкоматов, охранников и девушек на ресепшене.

И, конечно же, как и в любом другом флагманском офисе, здесь стояло нечто, совершенно не имеющее отношение к бизнесу компании, но призванное подчеркнуть ее статус, богатство и дерзость. В нашем случае этим «нечто» был полосатый мини-купер, который грустно пылился в углу недалеко от ресепшена.

Что забавно, клиенты, которых он должен был впечатлить, даже не замечали его. Но девчонкам, работавшим тут же в офисе продаж, автомобиль служил хорошим фоном для фотографий и темой для сплетен. Ну и еще купер один раз упомянули в корпоративном журнале, который клиенты не читали, даже сидя в длинной очереди, предпочитая просто смотреть в одну точку на белоснежном мраморном полу.

- Привет, девчонки, - Андрюха причалил к ресепшену и, увидев красивых «барышень», выкрутил тумблер своего очарования на максимум, - Я тут заявочку делал на 150 номеров из спец. резерва, вот номер.

«Барышни» при виде такого голубоглазого молодца, как Андрюха, заулыбались и энергично принялись искать документы и карты по его заявке.

- Красивая у вас тут машинка, - кивнул Андрюха в сторону мини-купера самой симпатичной «барышне», похожей на лисичку из диснеевского мультика.

Та хихикнула.

- Жаль не покататься на ней, - сердито буркнула другая «барышня». Она тоже была похожа на лисичку, но не из диснеевского мультика, а из интернетовского мема. Возможно, поэтому она была такой неприветливой.

- Кто ж нам даст на ней покататься! – Заулыбался Андрюха, - Руководство, небось, катается.

- Как они ее отсюда выкатывают, интересно? – Услышал Андрюха за спиной. Оглянувшись, он увидел невысокого парня, сильно напоминающего Мэта Деймона, только без волос. Парень дружелюбно улыбнулся Андрюхе. Тот ухмыльнулся в ответ.

Симпатичная лисичка отдала Андрюхе документы и внушительную коробку с картами, которая оказалась тяжелее, чем наш трудяга рассчитывал.

«Вот блин. Еще и тащить эту тяжесть на другой конец Москвы. Да что ж такое-то».

Андрюха чуть не выронил ее, но парень помог удержать и спросил:

- А чо доставку не закажете? Тут на ресепе можно. Они день-в-день доставляют. Зачем самому тащиться с этой коробкой к клиенту?

Андрюха пригляделся к парню и подумав, что это, возможно, начало прекрасной дружбы, произнес:

- Андрей!

- Антон! Ты в этом офисе работаешь?

- Не, я на Садовом, вот за картами заехал.

- Я тоже на Садовом, на пятом этаже. Тут, кстати, отличный бар. Или тебе ехать надо?

- Не-не, я свободен. Пошли. Ща, тока позвоню, - Андрюха достал телефон, - Димон, я эта, кароче не успеваю тут в офис вернуться. Ну чо ты сам отправишь там все документы-то на тендер? Тока не забудь! До шести надо. Ну отлично! Давай, до завтрева.

И, положив трубку, сообщил новому приятелю Антохе:

- Денек сегодня какой-то сумасшедший, прям заработался, а ведь всего час дня.