Императорская дочь, великая княжна Александра Николаевна, любимица Семьи, с уникальным голосом, романтическим любованием жизнью, прожила неполных двадцать два года, умерла в родах... Потрясла и увлекла своего жениха так, что после ее смерти тот десять лет не женился, построил церковь в ее память., хотел вернуть приданное. Николай Первый не принял, великодушного порыва. Но зятя понимал. Александра была его любимой дочерью. Ее ранняя смерть нанесла незаживающую и невыносимую рану семье Николая Первого, да и всему роду, фамилии Романовых.
Об Александре Николаевне слагали легенды: таинственные, романтичные, печальные. С ее именем на устах венчались, ее талантом вдохновлялись, ее образ превращался постепенно в благоухающий, миф, легенду, трогательную и свежую, никогда не умирающую...
Самое поразительное, что Александра Николаевна, практически единственная, из членов Царственной фамилии, кто был написан волшебной кистью Брюллова.
Девочка с собачкой на руках, голова ее повернута к зрителю, вся она - в порывистом движении, словно торопиться жить, спешит, летит, навстречу новому дню, впечатлению, мгновению. Легкая дымка печали подернула ее взор. Глаза, и против воли, притягивают внимание. В них словно бы угадана трагедия судьбы маленькой княжны, которая славилась своей добротой..
Почему я угадала почти сразу, кто изображен на этой неоконченной работе Брюллова, хотя эксперты гадали над атрибуцией портрета долгое время.
Золотые, спущенные низко, шнуры мантии плаща, алого цвета. Алый цвет плаща это скрытый знак принадлежности к царствующему дому, знак порфиродности.
В такой же парадной, манере писал Боровиковский и Левицкий - скрытыми знаками, шифрами, символами... Вот и вся разгадка... Может быть, она построена на интуиции., но это не важно. Интуиция, озарение, нечто мгновенное. Сродни ее маленькой жизни. Жизни похожей на день чайной розы... Царственной чайной розы. Александра Николаевна такою и была.... и осталась. Такая она и на одухотворенном, загадочном портрете Карла Брюллова.
.