1. Составные части карданного вала Mitsubishi Pajero
Карда́нная переда́ча или карданный вал (разговорное — «кардан») — шарнирный механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения.
Карданный вал Mitsubishi Pajero состоит из следующих составных компонентов:
- Стопорное кольцо (незамкнутое кольцо, изготовленное из углеродистой стали, необходимое для фиксации деталей и узлов на валу или в отверстии);
- Маслёнка (выполняющая смазку подшипников крестовин);
- Подшипник крестовины карданного шарнира (представляет собой тело с четырьмя перпендикулярными, размещёнными строго в одной плоскости шипами-шарнирами);
- Крестовина карданного шарнира (данная крестовина представляет собой шарнир, передающий крутящий момент при постоянно меняющемся положении во время движения машины; помимо этого, крестовина выполняет функцию по гашению динамических колебаний и состоит из: самой крестовины, уплотнительного кольца, сальника, игольчатого подшипника, крышки подшипника, стопорного кольца);
- Фланцевая вилка вала (техническое назначение любого фланца - одинаковое, а именно — это часть конструкции, посредством которой происходит соединение с другим узлом; а также можем описать фланец следующим образом - квадратный или круглый, с четырьмя, восемью или десятью отверстиями, служа для укрепления на соответствующей детали контактного агрегата);
- Скользящая вилка вала (шлицевое соединение) - состоит из пары “втулка-наконечник” с устроенными шлицами и соответствующими им пазами, где одна из частей принадлежит валу, а вторая вилке; благодаря чему последняя может сдвигаться (скользить) по оси, тем самым, удлиняя или укорачивая вал;
- Фланец выходного вала КПП со скользящей вилкой (преимущественно применяется для соединения валов, а также - для крепления на валах деталей дискового и барабанного типа).
2. Особенности строения самих составных частей карданной передачи Mitsubishi Pajero
Применяемая на данном автомобиле карданная передача состоит из двух валов — промежуточного вала и вала заднего моста, а также промежуточной опоры с подшипником.
Карданные валы соединены между собой карданным шарниром. На переднем конце промежуточного карданного вала шарнирно закреплена скользящая вилка с внутренними шлицами.
Шлицевой частью скользящей вилки промежуточный карданный вал соединяется с вторичным валом коробки передач. Снаружи скользящая вилка имеет грязеотражатель для предохранения соединения карданного вала и коробки передач от загрязнений.
Задний конец промежуточного карданного вала имеет шейку и шлицевую часть. На шейку напрессован подшипник с промежуточной опорой карданной передачи с подшипником в сборе, а на шлицевую часть промежуточного карданного вала установлена шлицованная вилка.
Корпус промежуточной опоры крепится двумя болтами к кронштейну, имеющему на днище кузова четыре точки крепления. От осевого перемещения карданная вилка фиксируется стяжным болтом и П-образной стопорной пластиной. Болт вворачивается в тело вала. От самопроизвольного отворачивания болт стопорится шайбой с загнутыми на его головку краями.
Карданная передача имеет три одинаковых по конструкции шарнира. В каждом шарнире есть крестовина, цапфы которой являются внутренними опорами игольчатых подшипников, установленными в проушины вилок.
В проушинах подшипники фиксируются стопорными кольцами. От загрязнений, а также для удержания смазки в подшипниках внутренние концы крестовин оснащены уплотнительными манжетами. В каждую крестовину ввернута пресс-масленка для пополнения смазки в игольчатых подшипниках.
Задний шарнир карданного вала заднего моста имеет фланец, предназначенный для соединения карданной передачи с задним мостом. Крепление карданного вала заднего моста с фланцем ведущей шестерни заднего моста осуществляется четырьмя болтами с гайками.
На части автомобилей установлена одновальная карданная передача без промежуточной опоры. Конструкция, ремонт и обслуживание одновальной карданной передачи аналогичен двухвальной.
3. Принцип работы полного привода (карданной передачи и ведущего моста) Mitsubishi Pajero
3.1. Принцип работы, возможности и поколения трансмиссии Super Select
Трансмиссия «Супер Селект» от компании Мицубиси в начале 90-х годов произвела революцию в конструкции систем полного привода. Водителю требуется одно переключение рычага, и к его услугам – три режима трансмиссии и понижающая передача.
3.2. Что такое полноприводная трансмиссия от Mitsubishi
Трансмиссию «Супер Селект» 4WD впервые реализовали на модели Pajero. Конструкция системы позволяла на скорости до 90 км/ч перейти внедорожнику на необходимый режим передвижения: задний; полный привод; полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом; понижающая передача (на скорости до 20 км/ч).
Рисунок 1. Система привода Super Select 4WD
Впервые полноприводная трансмиссия «Супер Селект» была опробована на внедорожниках для спортивных соревнований на выносливость 24 часа Ле-Мана. После высоких оценок экспертов система устанавливается как штатная на все внедорожники и микроавтобусы компании. Конструкция мгновенно переключает монопривод в режим полного привода на скользкой поверхности. Во время выезда на бездорожье включается блокировка межосевого дифференциала. Пониженная передача позволяет значительно увеличить крутящий момент на колесах.
Поколения системы на Паджеро Спорт и других моделях. С момента серийного выпуска в 1992 году трансмиссия прошла единственную модернизацию и одно обновление. Поколения I и II отличаются небольшими изменениями в конструкции дифференциала, и перераспределении момента. В модернизированной системе «Селект 2+» использован «Торсен», который заменил вискомуфту.
Рисунок 2. Система привода Super Select 4WD, 1 поколение
Система состоит из двух главных элементов: раздаточная коробка на 3 режима; понижающая передача или демультипликатор на две ступени. Синхронизаторы муфты обеспечивают переключение режимов непосредственно во время движения авто. Характерная особенность трансмиссии в том, что вискомуфта только корректирует работу дифференциала при распределении момента. При езде по городу узел неактивен.
Ниже представлен список автомобилей Mitsubishi, в которых было использование трансмиссии Super Select:
- Pajero (I и II);
- Pajero Sport;
- Pajero Pinin;
- Delica Pajero (III и IV);
- Pajero Sport (III) Mitsubishi L200 (V);
- Pajero Sport (III).
3.3. Принцип работы трансмиссии Super Select
В трансмиссии первого поколения использован симметричный конический дифференциал, момент передается через зубчатую скользящую передачу с синхронизаторами. Переключения передач осуществляются рычагом.
Главные характеристики «Супер Селект-1»: механический рычаг; распределение момента между осями 50х50; передаточное отношение понижающей передачи: 1-1,9 (Hi-Low); использование вискомуфты 4Н. Второе поколение системы получило несимметричный полный привод, изменилось соотношение передачи момента ― 33:67 (в пользу задней оси), при этом передаточное соотношение понижающей передачи Hi-Low осталось без изменений.
Рисунок 3. Система привода Super Select 4WD, 2 поколение
В конструкции заменили механический рычаг управления на электронный с использованием электропривода. По умолчанию в трансмиссии установлен режим передвижения 2Н, с ведущим задним мостом. При подключении полного привода за корректную работу дифференциала отвечает вискомуфта.
В 2015 году конструкция трансмиссии была доработана. Вискомуфту заменил дифференциал «Торсен», система получила название Super Select 4WD поколение 2+. В системе был оставлен несимметричный дифференциал, который передает усилие в соотношении 40:60, изменилось и передаточное соотношение 1-2,56 Hi-Low.
Для переключения режимов водителю достаточно использовать шайбу селектора, рычаг «раздатки» отсутствует.
3.4. Возможности трансмиссии Super Select
Система полного привода имеет четыре основных и один дополнительный режим работы, которые позволяют автомобилю передвигаться по асфальту, грязи и снегу:
- 2Н ― только задний привод. Самый экономичный режим, используется в городе на обычной дороге. При таком режиме межосевой дифференциал полностью разблокирован.
- 4Н ― привод на все колеса с автоматической блокировкой. Переход на полный привод можно провести на скорости до 100 км/ч с режима 2Н, просто отпустив педаль газа и переведя рычаг или нажав кнопку селектора. 4Н обеспечивает маневренность на любой дороге, сохраняя управляемость. Дифференциал будет блокироваться автоматически при обнаружении пробуксовки колес на задней оси.
- 4НLc ― полный привод с жесткой блокировкой. Режим предназначен для крутого бездорожья и для дорог с минимальным сцеплением: грязь, скользкие склоны. 4НLc нельзя использовать в городе – трансмиссия испытывает критические нагрузки.
- 4LLc ― активная понижающая передача. Используется, когда необходимо обеспечить колесам максимальный крутящий момент. Такой режим необходимо активировать только после полной остановки автомобиля.
- R/D Lock ― особый режим блокировки, позволяющий имитировать блокировку межколесного заднего дифференциала.
3.5. Плюсы и минусы трансмиссии Super Select
Главный плюс трансмиссии от Митсубиси – отключаемый дифференциальный полный привод, который превосходит практичностью известный Part-Time. Имеется возможность на ходу менять режимы движения. Используя только задний привод, уменьшается расход топлива. По сведениям производителя, разница в расходе топлива составляет около 2 литров на 100 км пробега.
Дополнительные преимущества трансмиссии:
- возможность использовать полный привод неограниченное время;
- простота в использовании;
- универсальность;
- надежность.
Несмотря на явные преимущества, у японской системы полного привода есть существенный недостаток – высокая стоимость ремонта.