Найти тему
The Hedwig

Принцип работы карданной передачи и ведущего моста Mitsubishi Pajero

1. Составные части карданного вала Mitsubishi Pajero

Карда́нная переда́ча или карданный вал (разговорное — «кардан») — шарнирный механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения.

Карданный вал Mitsubishi Pajero состоит из следующих составных компонентов:

  1. Стопорное кольцо (незамкнутое кольцо, изготовленное из углеродистой стали, необходимое для фиксации деталей и узлов на валу или в отверстии);
  2. Маслёнка (выполняющая смазку подшипников крестовин);
  3. Подшипник крестовины карданного шарнира (представляет собой тело с четырьмя перпендикулярными, размещёнными строго в одной плоскости шипами-шарнирами);
  4. Крестовина карданного шарнира (данная крестовина представляет собой шарнир, передающий крутящий момент при постоянно меняющемся положении во время движения машины; помимо этого, крестовина выполняет функцию по гашению динамических колебаний и состоит из: самой крестовины, уплотнительного кольца, сальника, игольчатого подшипника, крышки подшипника, стопорного кольца);
  5. Фланцевая вилка вала (техническое назначение любого фланца - одинаковое, а именно — это часть конструкции, посредством которой происходит соединение с другим узлом; а также можем описать фланец следующим образом - квадратный или круглый, с четырьмя, восемью или десятью отверстиями, служа для укрепления на соответствующей детали контактного агрегата);
  6. Скользящая вилка вала (шлицевое соединение) - состоит из пары “втулка-наконечник” с устроенными шлицами и соответствующими им пазами, где одна из частей принадлежит валу, а вторая вилке; благодаря чему последняя может сдвигаться (скользить) по оси, тем самым, удлиняя или укорачивая вал;
  7. Фланец выходного вала КПП со скользящей вилкой (преимущественно применяется для соединения валов, а также - для крепления на валах деталей дискового и барабанного типа).

2. Особенности строения самих составных частей карданной передачи Mitsubishi Pajero

Применяемая на данном автомобиле карданная передача состоит из двух валов — промежуточного вала и вала заднего моста, а также промежуточной опоры с подшипником.

Карданные валы соединены между собой карданным шарниром. На переднем конце промежуточного карданного вала шарнирно закреплена скользящая вилка с внутренними шлицами.

Шлицевой частью скользящей вилки промежуточный карданный вал соединяется с вторичным валом коробки передач. Снаружи скользящая вилка имеет грязеотражатель для предохранения соединения карданного вала и коробки передач от загрязнений.

Задний конец промежуточного карданного вала имеет шейку и шлицевую часть. На шейку напрессован подшипник с промежуточной опорой карданной передачи с подшипником в сборе, а на шлицевую часть промежуточного карданного вала установлена шлицованная вилка.

Корпус промежуточной опоры крепится двумя болтами к кронштейну, имеющему на днище кузова четыре точки крепления. От осевого перемещения карданная вилка фиксируется стяжным болтом и П-образной стопорной пластиной. Болт вворачивается в тело вала. От самопроизвольного отворачивания болт стопорится шайбой с загнутыми на его головку краями.

Карданная передача имеет три одинаковых по конструкции шарнира. В каждом шарнире есть крестовина, цапфы которой являются внутренними опорами игольчатых подшипников, установленными в проушины вилок.

В проушинах подшипники фиксируются стопорными кольцами. От загрязнений, а также для удержания смазки в подшипниках внутренние концы крестовин оснащены уплотнительными манжетами. В каждую крестовину ввернута пресс-масленка для пополнения смазки в игольчатых подшипниках.

Задний шарнир карданного вала заднего моста имеет фланец, предназначенный для соединения карданной передачи с задним мостом. Крепление карданного вала заднего моста с фланцем ведущей шестерни заднего моста осуществляется четырьмя болтами с гайками.

На части автомобилей установлена одновальная карданная передача без промежуточной опоры. Конструкция, ремонт и обслуживание одновальной карданной передачи аналогичен двухвальной.

3. Принцип работы полного привода (карданной передачи и ведущего моста) Mitsubishi Pajero

3.1. Принцип работы, возможности и поколения трансмиссии Super Select

Трансмиссия «Супер Селект» от компании Мицубиси в начале 90-х годов произвела революцию в конструкции систем полного привода. Водителю требуется одно переключение рычага, и к его услугам – три режима трансмиссии и понижающая передача.

3.2. Что такое полноприводная трансмиссия от Mitsubishi

Трансмиссию «Супер Селект» 4WD впервые реализовали на модели Pajero. Конструкция системы позволяла на скорости до 90 км/ч перейти внедорожнику на необходимый режим передвижения: задний; полный привод; полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом; понижающая передача (на скорости до 20 км/ч).

Система привода Super Select 4WD
Система привода Super Select 4WD

Рисунок 1. Система привода Super Select 4WD

Впервые полноприводная трансмиссия «Супер Селект» была опробована на внедорожниках для спортивных соревнований на выносливость 24 часа Ле-Мана. После высоких оценок экспертов система устанавливается как штатная на все внедорожники и микроавтобусы компании. Конструкция мгновенно переключает монопривод в режим полного привода на скользкой поверхности. Во время выезда на бездорожье включается блокировка межосевого дифференциала. Пониженная передача позволяет значительно увеличить крутящий момент на колесах.

Поколения системы на Паджеро Спорт и других моделях. С момента серийного выпуска в 1992 году трансмиссия прошла единственную модернизацию и одно обновление. Поколения I и II отличаются небольшими изменениями в конструкции дифференциала, и перераспределении момента. В модернизированной системе «Селект 2+» использован «Торсен», который заменил вискомуфту.

Система привода Super Select 4WD, 1 поколение
Система привода Super Select 4WD, 1 поколение

Рисунок 2. Система привода Super Select 4WD, 1 поколение

Система состоит из двух главных элементов: раздаточная коробка на 3 режима; понижающая передача или демультипликатор на две ступени. Синхронизаторы муфты обеспечивают переключение режимов непосредственно во время движения авто. Характерная особенность трансмиссии в том, что вискомуфта только корректирует работу дифференциала при распределении момента. При езде по городу узел неактивен.

Ниже представлен список автомобилей Mitsubishi, в которых было использование трансмиссии Super Select:

  1. Pajero (I и II);
  2. Pajero Sport;
  3. Pajero Pinin;
  4. Delica Pajero (III и IV);
  5. Pajero Sport (III) Mitsubishi L200 (V);
  6. Pajero Sport (III).

3.3. Принцип работы трансмиссии Super Select

В трансмиссии первого поколения использован симметричный конический дифференциал, момент передается через зубчатую скользящую передачу с синхронизаторами. Переключения передач осуществляются рычагом.

Главные характеристики «Супер Селект-1»: механический рычаг; распределение момента между осями 50х50; передаточное отношение понижающей передачи: 1-1,9 (Hi-Low); использование вискомуфты 4Н. Второе поколение системы получило несимметричный полный привод, изменилось соотношение передачи момента ― 33:67 (в пользу задней оси), при этом передаточное соотношение понижающей передачи Hi-Low осталось без изменений.

Система привода Super Select 4WD, 2 поколение
Система привода Super Select 4WD, 2 поколение

Рисунок 3. Система привода Super Select 4WD, 2 поколение

В конструкции заменили механический рычаг управления на электронный с использованием электропривода. По умолчанию в трансмиссии установлен режим передвижения 2Н, с ведущим задним мостом. При подключении полного привода за корректную работу дифференциала отвечает вискомуфта.

В 2015 году конструкция трансмиссии была доработана. Вискомуфту заменил дифференциал «Торсен», система получила название Super Select 4WD поколение 2+. В системе был оставлен несимметричный дифференциал, который передает усилие в соотношении 40:60, изменилось и передаточное соотношение 1-2,56 Hi-Low.

Для переключения режимов водителю достаточно использовать шайбу селектора, рычаг «раздатки» отсутствует.

3.4. Возможности трансмиссии Super Select

Система полного привода имеет четыре основных и один дополнительный режим работы, которые позволяют автомобилю передвигаться по асфальту, грязи и снегу:

  1. 2Н ― только задний привод. Самый экономичный режим, используется в городе на обычной дороге. При таком режиме межосевой дифференциал полностью разблокирован.
  2. 4Н ― привод на все колеса с автоматической блокировкой. Переход на полный привод можно провести на скорости до 100 км/ч с режима 2Н, просто отпустив педаль газа и переведя рычаг или нажав кнопку селектора. 4Н обеспечивает маневренность на любой дороге, сохраняя управляемость. Дифференциал будет блокироваться автоматически при обнаружении пробуксовки колес на задней оси.
  3. 4НLc ― полный привод с жесткой блокировкой. Режим предназначен для крутого бездорожья и для дорог с минимальным сцеплением: грязь, скользкие склоны. 4НLc нельзя использовать в городе – трансмиссия испытывает критические нагрузки.
  4. 4LLc ― активная понижающая передача. Используется, когда необходимо обеспечить колесам максимальный крутящий момент. Такой режим необходимо активировать только после полной остановки автомобиля.
  5. R/D Lock ― особый режим блокировки, позволяющий имитировать блокировку межколесного заднего дифференциала.

3.5. Плюсы и минусы трансмиссии Super Select

Главный плюс трансмиссии от Митсубиси – отключаемый дифференциальный полный привод, который превосходит практичностью известный Part-Time. Имеется возможность на ходу менять режимы движения. Используя только задний привод, уменьшается расход топлива. По сведениям производителя, разница в расходе топлива составляет около 2 литров на 100 км пробега.

Дополнительные преимущества трансмиссии:

  1. возможность использовать полный привод неограниченное время;
  2. простота в использовании;
  3. универсальность;
  4. надежность.

Несмотря на явные преимущества, у японской системы полного привода есть существенный недостаток – высокая стоимость ремонта.