До середины XVIII века театр неразрывно связан с королевским двором, актеры театра имеют почетное звание «ординарные актеры короля». Французский театр (или Комеди Франсез) имеет славу крупнейшего театра Франции.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Комеди Франсез в годы французской революции претерпевает изменения, политическая жизнь Франции будоражит и театральную труппу. Сторонников революционных взглядов объединил молодой актер Тальма.
Театр получает новое название «Театр Нации», а политическая непримиримость приводит к расколу в театре.
Французская революция провозгласила театр мощным средством просвещения, агитации, идейного и эмоционального воздействия на народ с целью воспитания идеальных граждан, «сынов отечества». Театр стал оружием острой политической борьбы.
‼️ К слову, после Октябрьской революции в России был взят на вооружение тот же принцип: утром в газете, вечером в куплете! И театры стали ставить сиюминутные постановки, которые отвечали текущему моменту. И так же быстро забывались, когда момент устаревал. Этакий постреволюционный «стенд-ап».‼️
Сначала – у власти были жирондисты, защитники крупной буржуазии, и они считали целью конституционную монархию, за нее и боролись. И Театр должен был соответствовать этой задаче.
Затем начался период якобинской диктатуры. Якобинцы требовали уничтожения монархии, казни короля и создания во Франции республики.
Правительством были отменены все привилегии королевских актеров, и все театры стали равноправными муниципальными учреждениями, которые могли ставить любые пьесы по своему усмотрению. И это тоже была революция, которая привела на сцену новых авторов и новых актеров.
Для прославления революции ничего не было лучше классической трагедии, воспевающей героев, вступающих в борьбу со злом.
Выдающимся представителем революционного классицизма был Мари-Жозеф Шенье (1764-1811). Трагедия Шенье «Карл IX, или Урок королям» явилась обвинительным актом, предъявленным королевской власти. Ее популярность была невероятной! Еще бы! Со сцены бросались обвинения в адрес монарха – этого жаждали новые зрители, заполнявшие залы.
А реакция театрального зала стала напоминать происходившее на арене ристалища: ложи затихали, а партер, где сидели простые горожане, неистовствовал при каждой острой реплике! Это можно сравнить с современным стадионом, с его «VIP-ложами» и фанатскими трибунами.
Появились современные агитационно-политические пьесы. Из классических пьес изымалось употребление титулов, в обращении персонажей вместо «мосье» и «мадам» говорилось «гражданин» и «гражданка» и т.п. «Смерть Цезаря» Вольтера кончалась воздаянием почестей Бруту и статуе торжествующей свободы. «Тартюф» Мольера заканчивался тем, что представитель революционной республиканской власти арестовывал лицемера со словами: «Прошло то время, когда низкий клеветник мог распоряжаться жизнью истинных патриотов. Следуйте за мной!»
Большой популярностью и любовью пользовалась мелодрама Монвеля «Монастырские жертвы». В финале этой пьесы отряд Национальной гвардии под восторженные овации зрительного зала освобождал из монастырского подземелья несчастных влюбленных, заключенных туда коварными злодеями-монахами. Накал страстей в зрительном зале был таков, что администрация театра сочла нужным сообщить, что «на каждом спектакле дежурит врач, снабженный всеми необходимыми средствами от обмороков и истерик».
Огромным успехом пользовалась переделка «Разбойников» Шиллера которая привлекала своим бунтарским пафосом обличения деспотизма и богатства. В финале пьесы герой-разбойник получает помилование, женится на любимой, а шайка разбойников превращается в «свободный корпус легких войск». Аналогии с послереволюционными событиями так и напрашиваются сами.
В 1793 г. по предложению крупнейшего художника революции Луи Давида решили построить на Марсовом поле огромный театр, где были бы представлены в пантомиме «главнейшие события революции». В дни революционных празднеств организовывались массовые действа, шествия, в которых участвовали сотни тысяч граждан, армия, оркестры, хоры, исполнявшие кантаты, оратории, гимны, славившие революцию. Такие праздники, отличались размахом, массовостью и выполняли большую агитационно-пропагандистскую роль. (В ХХ веке это стало называться демонстрацией единения партии и народа).
Якобинская диктатура и последовавший за ней якобинский террор привели к единоличной военной диктатуре – царствованию Наполеона.
Наполеон сразу ограничил деятельность демократических бульварных театров, а привилегированные театры стали субсидироваться государством. Декрет о свободе театров, выпущенный революционным правительством отменяется.
Разумеется, субсидируемые театры ставили «нужные» пьесы, одобренные администрацией.
Так окончился бурный период Театра времен Французской революции, который решающим образом повлиял на дальнейшее развитие Театра и драматургии.
___________________________________________________________________________________
Смотрите также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊