Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

«Гамлет» Андрея Тарковского – забытая постановка великого режиссера

В ролях: Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Всеволод Ларионов, Маргарита Терехова, Александр Абдулов, Виктор Проскурин и др. Николай Караченцов никогда не снимался в фильмах Андрея Тарковского. Однако на этом фото он и Анатолий Солоницын, с рапирами в руках, слушают наставления режиссера. Ясно, что запечатлен момент репетиции какой-то сцены. Но что это за неизвестная постановка? Тарковский действительно никогда не снимал Караченцова в кино. Но зато Андрей Арсеньевич дважды попробовал себя в театральной режиссуре. В 1977 году на сцене театра имени Ленинского комсомола (Ленком) он дебютировал постановкой «Гамлета» Шекспира. На главную роль Тарковский взял своего любимого актера – Анатолия Солоницына. Еще одна муза режиссера – Маргарита Терехова – исполнила роль Гертруды, матери Гамлета, притом, что актриса младше Солоницына на 8 лет. Обоих Тарковский пригласил из других театров. В остальных ролях актеры «Ленкома». Офелию воплотила Инна Чурикова, Полония сыграл Всеволо

В ролях: Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Всеволод Ларионов, Маргарита Терехова, Александр Абдулов, Виктор Проскурин и др.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Николай Караченцов никогда не снимался в фильмах Андрея Тарковского. Однако на этом фото он и Анатолий Солоницын, с рапирами в руках, слушают наставления режиссера. Ясно, что запечатлен момент репетиции какой-то сцены. Но что это за неизвестная постановка?

Тарковский действительно никогда не снимал Караченцова в кино. Но зато Андрей Арсеньевич дважды попробовал себя в театральной режиссуре. В 1977 году на сцене театра имени Ленинского комсомола (Ленком) он дебютировал постановкой «Гамлета» Шекспира.

На главную роль Тарковский взял своего любимого актера – Анатолия Солоницына. Еще одна муза режиссера – Маргарита Терехова – исполнила роль Гертруды, матери Гамлета, притом, что актриса младше Солоницына на 8 лет. Обоих Тарковский пригласил из других театров.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В остальных ролях актеры «Ленкома». Офелию воплотила Инна Чурикова, Полония сыграл Всеволод Ларионов. А Николаю Караченцову, уже ставшего знаменитым после фильма «Старший сын», досталась роль Лаэрта, брата Офелии. Как известно поединок Гамлета и Лаэрта стал финальной сценой трагедии.

В роли Клавдия – Владимир Ширяев, а друга Гамлета Горацио сыграл Владимир Корецкий. Эпизодические роли в спектакле исполнили Александр Абдулов (Марцелл) и Виктор Проскурин (Второй могильщик).

По воспоминаниям современников среди актеров спектакля не было согласия и понимания общего дела. Ленкомовцы не приняли «чужака» Солоницына, в том числе и потому, что изначально Тарковский пробовал на роль Гамлета их коллегу Олега Янковского. Но в итоге предложил звезде «Ленкома» второплановую роль Лаэрта. Уязвленный Янковский отказался, что открыло дорогу для Караченцова.

Кроме того едва не доходило до скандалов и конфликтов негласное соперничество между Чуриковой и Тереховой. Каждая на сцене тянула одеяло на себя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На премьеру спектакля в январе 1977 года выстроились километровые очереди, однако на последующих показах в зале стали появляться свободные места. Зрительских оваций ни актеры, ни режиссер так и не дождались. Всего лишь обязательные аплодисменты. Да и далеко не каждый зритель досиживал до конца спектакля, продолжительностью в 3,5 часа, когда на сцене минимум действий и диалогов. Очевидцы вспоминают, например, 10-минутную сцену с мертвой Офелией, когда Инна Чурикова все это время просто лежала в гробу.

«Гамлет» Тарковского продержался на сцене около 4-х месяцев. Спектакль оказался сложен и для зрителей, и для критиков, а самое главное медленный и меланхоличный «Гамлет» полностью выбивался из яркого и энергичного музыкально-комедийного репертуара «Ленкома».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня некоторые критики утверждают, что спектакль Андрея Тарковского просто опередил время. Отрывки из постановки сохранились запечатленными на кинокамеру, их можно увидеть собственными глазами.

Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров не мог спокойно реагировать на то, что в его театре зрители десятками уходят с «Гамлета», так и не дождавшись финала. Он пытался исправить ситуацию с постановкой, требуя от Тарковского заменить Солоницына, Чурикову и Терехову другими артистами. И отказался ставить неоднозначный спектакль в осенний репертуар.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Андрей Тарковский ничего менять не желал. К тому же он полностью сосредоточился на съемках многострадального «Сталкера» и к театру просто охладел. Также режиссер жаловался в своих дневниках и на слишком маленький гонорар в «Ленкоме» – всего 200 рублей в месяц.

После почти года простоя Марк Захаров тихо закрыл постановку в апреле 1978 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: