Найти тему
История моды с Марьяной С.

Баленсиага, свобода и "немодельные фигуры"

Кристобаль Баленсиага был не просто одним из самых выдающихся кутюрье XX века, он стал легендой. Сам Кристиан Диор, не менее легендарная личность, писал: "Высокая мода подобна оркестру, и наш дирижёр – Баленсиага. Мы, остальные кутюрье, музыканты, и следуем в том направлении, которое он указывает нам". Об этом модельере я готова говорить бесконечно, но сегодня... Сегодня мы затронем только один аспект. Подход к человеческому телу!

Коктейльное пальто, 1956, и коктейльное платье, 1957, Кристобаль Баленсиага. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги
Коктейльное пальто, 1956, и коктейльное платье, 1957, Кристобаль Баленсиага. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги

Он полагал, что одежда должна лишь намекать на то, что под ней скрыто. Поэтому наряды от Баленсиаги никогда не были плотно облегающими. Между тканью костюма и телом он оставлял небольшое расстояние, так, чтобы можно было провести между ними палец – тот самый маленький секрет, который обеспечивал свободу движения при идеальной посадке. Так что со временем даже появилось понятие "свобода от Баленсиаги".

Вечернее платье, Кристобал Баленсиага, ок. 1960. (с) Из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон)
Вечернее платье, Кристобал Баленсиага, ок. 1960. (с) Из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон)

Он полагал, что одежда, которую носят в течение дня, должна быть простой и удобной. Вечерняя может быть роскошной, однако... Даже самые изысканные вечерние наряды от Баленсиаги всё равно было просто надевать, и при этом не требовалась посторонняя помощь. В отличие от своего коллеги Диора Баленсиага отдавал практичности и удобству если не первое, то одно из ближайших к первому мест.

Очень многие его модели шли как худеньким, так и тем, у кого были более пышные формы. Рукава чаще всего были длиной три четверти или семь восьмых – так они меньше сковывали движения и меньше пачкались. Корсеты он использовал очень редко .Даже роскошный силуэт его вечерних платьев 1950-ых – с подолом более коротким впереди и длинным сзади, переходящим в небольшой шлейф, тоже был частично обусловлен соображениями практичности. Он позволял хозяйке платья не наступить на подол своими модными тогда остроносыми туфельками и не запутаться в нём...

Свадебное платье, Кристобаль Баленсиага, 1957. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги. Вечернее платье, Кристобаль Баленсиага, 1958. (с) Из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Свадебное платье, Кристобаль Баленсиага, 1957. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги. Вечернее платье, Кристобаль Баленсиага, 1958. (с) Из коллекции Художественного музея Индианаполиса

Кроме того, его модели были рассчитаны на женщин с обычными телами, и разного телосложения. И манекенщиц в его доме моды отбирали именно по этому принципу, при этом не обращая внимания, насколько они привлекательны внешне.

И каким бы ни было тело, Баленсиага мог сделать его привлекательным. Один из его биографов описывает, как однажды в Испании Баленсиага повёл своего молодого коллегу, Живанши, в своё пустое ателье. "Там были манекены всех этих испанских дам, в жизни которых, как и у всех, наступает тот момент, когда спина сгибается, а грудь отвисает. <...> И мы передавали булавки – это нужно было делать особенным образом, у нас никак не получалось подавать их достаточно быстро – и видели, как силуэт начинает выпрямляться. Это было потрясающе – наблюдать, как шаг за шагом, и только с помощью булавок, тело преображалось. Это была пластическая хирургия высшего порядка".

Платья от Кристобаля Баленсиаги, 1957 и 1955. с) Из коллекции Музея Баленсиаги
Платья от Кристобаля Баленсиаги, 1957 и 1955. с) Из коллекции Музея Баленсиаги

Словом, в этих нарядах можно было чувствовать себя... хорошо. В разных смыслах. И не так уж важно, какая ты - всё равно хорошо.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!