Найти тему
КиноИнна

Алессандро Морески - последний из "специфических" певцов сопранистов, чей голос был записан на фонограф. Запись можно прослушать и сейчас.

Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи Зина. Как я уже упоминала в статьях и в своих ответах к комментариям, часто на своей основной работе у меня есть много свободного времени, которое я в основном трачу на просмотр фильмов))) Так же читаю книги и журналы в электронном формате. Как-то в одном журнале на глаза мне попалась статья об итальянских певцах, которые...хм.. Приведу для примера ситуацию произошедшую во Флоренции, которая стала анекдотом того времени. Одна знатная дама после концерта прокомментировала выступление так:

«Конечно, он хорошо поёт, можно сказать, живо и выразительно… Однако чувствуешь, что чего-то не хватает…»

Думаю, вы догадались ... Вот и тогда все сразу понимали, о ком идёт речь, – о певце-кастрате. Италия в XVII–XVIII веках была законодательницей моды на божественные голоса "сопранистов", – именно так называли кастратов, которые пели в Сикстинской капелле. Католическая церковь формально запрещала кастрацию юношей, но, с другой стороны, всячески приветствовала талантливых оскоплённых новичков, дабы папская капелла звучала, как "сонм ангелов".....

Для справки:

Неизвестно, кто и когда заметил связь между кастрацией и высотой голоса мужчины. Но известно, что уже в начале V века при византийском императорском дворе евнух Брисон служил регентом церковного хора. А позже, начиная с XI века, испанцы заметили, что евнухи в мусульманских странах обладают голосами необыкновенной высоты и чистоты. К XVI веку в Испании кастраты оказались на вершине славы, как непревзойдённые певцы, участвовавшие в литургиях.

Зачастую эта варварская процедура происходила в обычных цирюльнях, а бывало, что операция проводилась в конюшне каким-нибудь лекарем-коновалом.... У любого нормального человека в нашем времени возникнет только один вопрос: зачем??? А затем, что эти певцы были очень уважаемым слоем в обществе. Музыку для церковных капелл и оперных театров писали гениальные композиторы – Гендель, Скарлатти, Кавалли. И все они отдавали большую часть своих партитур под высокие голоса. Считалось, что такой голос скорее услышат на небесах. А поскольку женщинам в церковные хоры вход был заказан ("жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить"), то все партии должны были исполнять мужчины… Ну или "почти мужчины". Главными произведениями искусства считались хоровые произведения для церковных капелл в крупных храмах Италии.

Популярность солистов была невероятная, её можно сравнить разве что с сегодняшним сумасшествием вокруг поп-звёзд. Самыми известными певцами того времени были: Ферри( толпа встречала за несколько миль до въезда в город, куда он приезжал на гастроли) Фаринелли (мог долго держать одну ноту, почти целую минуту, это доводило зрительный зал, особенно женскую его часть, до полного экстаза). Про Фаринелли есть фильм, нашла в сети. Называется он.... "Фаринелли-кастрат" 1994г. У фильма довольно-таки высокий рейтинг. Смотрел кто-нибудь?

Слава богу постепенно отпала нужда в подобных певцах, прошла мода на барочную музыку, а на оперной сцене их вытеснили женские голоса-сопрано. Последним певцом-сопранистом был герой данной статьи Алессандро Морески. Последним, но явно не лучшим...

В 1902 году Фред и Уилл Гайсберги, менеджеры звукозаписывающей лондонской компании, отправились в Италию, чтобы записать голос Папы Лео XIII, который пользовался необычайной любовью всего католического мира. Беседа с Папой в тот раз не состоялась, но зато Гайсберги смогли записать папскую капеллу в Архиепископском дворце. Морески состоял в этой капелле, и его сольные партии были, к счастью, записаны, хотя и с помощью примитивного фонографа.
Алессандро Морески
Алессандро Морески

В наше время запись оцифровали, я без труда нашла её и прослушала. Ребята... даже трудно передать вам свои ощущения при прослушивании записи. Песню просто физически неприятно слушать. С одной стороны треск фонографа и чувство, что записи более ста лет - вызывает неподдельный интерес. С другой стороны, слушать голос певца просто невозможно. Не описать словами ощущения...Сами послушайте и поймете:

Мда уж... это точно не "ангельское пение". Стоило из-за такого посредственного (я бы даже сказала неприятного) голоса калечить человека? Еще и учитывая, что не особо привлекательная внешность Алессандро тоже результат операции, его становится просто по-человечески жаль.

Из-за отсутствия необходимых гормонов внешне сопранисты не всегда выглядели привлекательно. «Едва ли не все сопранисты становятся огромными и жирными, как каплуны: губы, зады, плечи, груди и шеи у них круглые и пышные, словно у женщин. В обществе, бывает, просто поражаешься, когда этакий колосс вдруг заговаривает тонким, почти детским, голоском», – так описывал кастратов современник.
Алессандро Морески
Алессандро Морески

Чего только не найдешь и не узнаешь на просторах сети. В комментариях будет интересно прочитать Ваше мнение. Особенно о песне, вдруг исполнение только мне показалось очень неприятным...

Когда мне было лет 10-11 я начала читать книгу "Консуэло" писательницы Жорж Санд. Слог автора мне тогда показался очень сложным и каким-то возвышенным что ли и я бросила книгу, не дочитав. Сейчас вот смутно припоминаю, что вроде бы подобные певцы упоминались в произведении.

Надеюсь, статья была Вам интересна. Сегодня я с Вами прощаюсь. Спасибо, что дочитали. Читайте также:

"Ширли" 2020г. фильм о писательнице, написавшей роман "Призрак дома на холме".
Зина Прищепкина17 мая 2022
"Сестра Керри"- первый опубликованный роман Теодора Драйзера.
Зина Прищепкина2 мая 2022
"Похищение Караваджо" 2018г. - динамичный фильм, основанный на самом громком преступлении в мире искусства.
Зина Прищепкина26 апреля 2022

#алессандро морески #сопрано #музыка #интересные факты о музыке #италиямузыка