Найти в Дзене

Еще один афоризм от коллег и еще одна история из жизни

Коллаж автора по фильму "Тихие омуты" (Россия, 2000, режиссер Э.А. Рязанов). В роли Полины Сергеевны Каштановой - народная артистка России Любовь Полищук (1949-2006).
Коллаж автора по фильму "Тихие омуты" (Россия, 2000, режиссер Э.А. Рязанов). В роли Полины Сергеевны Каштановой - народная артистка России Любовь Полищук (1949-2006).
"Есть такой вид психологического насилия - когда тебе помогают без спроса, потому что решили, что так будет лучше".

Знакомая ситуация, не так ли? И в кино она часто встречается (на моем Ютуб-канале есть видео о подобном поведении Сусанны в фильме "Самая обаятельная и привлекательная", или вот в фильме "Тихие омуты" героиня Любови Полищук ведет себя подобным же образом), да и в жизни не редкость. У меня есть еще один канал - на сайте "Паблико", вот я там рассказывала о том, как двух девушек насильно притащили к психотерапевту, чтобы психотерапевт поработал с ними с целью скорейшего замужества - одну родители привели, другую лучшая подруга. Без согласия, ничего не спросив. Типа "пойдем пройдемся", а сами привели к доктору.

И это еще цветочки. Ко мне однажды лично клиентка обратилась, сказав, что вопрос у нее в большей степени юридический, хотя и психологические моменты имеются - собственно, вопрос был о признании сына клиентки недееспособным. "Ну, давайте документы", - попросила я. "Какие документы?" - недоуменно спросила клиентка. "Об основаниях признания недееспособным, заключение психиатра, посмотрим, достаточно ли того, что у вас уже готово, или нужно что-то еще", - ответила я, уже берясь за Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, чтобы сослаться на нормы права.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации

"Основания и так ясны!" - эмоционально воскликнула клиентка, и начался ее рассказ. Если резюмировать - ее сын, старшеклассник, был компьютерным гением. Победитель множества олимпиад, автор полезных программ, обладатель авторского свидетельства. Но в быту Игорь, так звали сына клиентки, был совершенно дезадаптирован: по словам матери - газ включить сам не умел. "Надо парня спасать!" - кричала мать буквально в слезах.

Выяснилось дальше, что последний год мать таскала сына по психиатрам. Требовала для него психотерапии, которая бы помогла "адаптации", узнавала возможности гипноза. Просила даже выписать препараты, чтобы сын смог "стать как все". Когда ей попался (по моей субъективной оценке) вменяемый специалист, который буквально приказал оставить человека-шизоида (с внестандартным мышлением) в покое и не травить, а поддерживать, мать вылетела от того специалиста со словами: "А еще авторитет! Ей сказали, что мне надо - а она свою отсебятину понесла!".

Я стала думать, как сказать клиентке корректно, что авторитетный профессор права. Но вслух пока спросила, а как на ситуацию смотрит сам Игорь.

В ответ раздалось прогнозируемое: "Никак не смотрит, он только на свои науки да программы смотрит. Говорю же - себя не контролирует". Мама потерла лоб: "Хотя давеча сказал, что скорее сбежать от нас хочет. Исполнится восемнадцать - и сбежит. Но как он справится один, если сбежит? Говорю же - не осознает, что несет".

И, конечно, меня смутил вопрос о таблетках. Мать не возражала, чтобы психиатр выписал сыну соответствующие препараты - и как бы она посмотрела на то, что сын потерял бы нужную концентрацию внимания, сосредоточенность, и как итог - утратил бы свой талант программиста, который при грамотном поведении может колоссально увеличить доходы семьи?

"Да не нужен мне его талант! Говорю - спасать его надо, чтобы человеком стал!" - твердо заявила мать.

Вот, собственно говоря, и есть яркая иллюстрация к ситуации "причинения добра и нанесения пользы". Матери все равно, что характер человека установился уже в целом к трем годам, что характер не выбирают, что к тому, что ребенок станет внестандартной личностью, родители должны быть готовы еще на этапе планирования семьи. Ей вынь да положь "стандартную модель". А что от подобной "стандартизации" сын может не только не получить для себя пользы - что "онормаливание" может причинить ему вред вплоть до фатального, мать не думает. Она в силу ригидности своего мышления вообще не допускает такого варианта развития событий. А вот "не ведающий, что творит" Игорь - как раз понимает, чем ему грозят мамины "помощь" и "спасение", поэтому вполне логично, что он хочет от матери как можно скорее сепарироваться. И по-хорошему - Игорю бы как раз не помешала консультация психолога, потому что он благодаря маминой "поддержке" даже не представляет, что ему могут помочь совершенно иначе, научив настоящей адаптации в жизни.

Да, здесь необходим особый разговор о том, что такое на самом деле психологическая адаптация. И этот разговор у нас вскоре состоится.