Практически весь 17 век, запорожские и донские казаки совершали опустошительные набеги на побережье Малой Азии. Началось всё с ближайшего побережья Крымского ханства, а потом дело дошло и до самой столицы Османской империи. Основной целью казаков, была денежная добыча и пленники (дуван и ясырь). Для этих целей составлялись громадные флотилии. По началу это были небольшие лодки по 10 -12 гребцов, но к концу 17 века это стали довольно крупные суда, способные вместить до 60 - 80 бойцов К вопросу, кто научил казаков мореплаванию есть простой ответ. Традиции мореплавания пришли из генуэзских колоний в северном Причерноморье. Буквально несколько лет тому назад в устье Дона были раскопаны остатки генуэзского замка. Многие термины мореплавания достигшие даже нашего времени имеют итальянские корни.
Итак история такова. Историк А. Л. Бертье-Делагард справедливо отмечает, что Карахарманский морской бой «известен… весьма мало и плохо», между тем в самой Османской империи это сражение рассматривалось , как анти - Лепанто , т.е. убедительная победа над казаками, которые к тому времени осмелели настолько, что могли входить в устье Босфора и громить прибрежные кварталы. «По отчаянному мужеству, безграничной отваге и вероятной гибели большей части участников боя — Козаков, — полагает историк, — он не имеет не только равного, но и сколько-нибудь подобного себе во всей истории русских морских сражений, с нашими днями включительно. Козаки сделали неслыханное усилие, собрали более 15 000 товарищей на 300—350 челнах, такой посуде, на которой современные герои-моряки, пожалуй, не решились бы и Днепр переплыть; а козаки вышли на этих челнах в открытое море и там ударили на целую эскадру военных каторг падишаха, бывшую под начальством самого капудан-паши; отчаянно сражались целый день и, почти вырвав победу у турок, погибли от стихийной силы». Автор не использовал некоторые, уже опубликованные тогда источники, в первую очередь документы английского и французского посольств в Турции, и пришел к ошибочному выводу о результате сражения, в частности о вероятной гибели большинства казаков. При этом историк несколько преувеличил "утлость" судов казаков. Каждый, кто совершал морские походы по Чёрному морю знают его крутой и не предсказуемый нрав и то, что на простой лодочке можно быстро уйти на дно.
Современный историк Ю.П. Тушин отмечает, что в 1625 г. состоялись «один из крупнейших морских походов казаков и сражение более чем 350 чаек со всем турецким флотом», но не дает более точного определения исторического места данного сражения. Более того, есть проблемы и с датировкой самого сражения. По разного рода источникам ( Й. фон Хаммер, Челеби, Костомаров, де Боплан и.т.д.) сражение было осенью 1628 года. И произошло по разной датировке в разрыве от начала сентября до начала октября. Это вполне вероятно поскольку именно в это время на Чёрном море происходят наиболее серьезные шторма и бури. По свидетельству. де Боплана, согласно которому казаки выходили в море после дня св. Иоанна, т.е. 24 июня (4 июля), и возвращались не позже начала августа нового стиля, или 20-х чисел июля старого стиля, и продолжает: «Такое козачье правило не случайно и даже не козаками выдумано или кем-либо единолично, оно является последствием глубокого и исконного знания свойств Черного моря". При этом хронология морских походов запорожских и донских казаков говорит о том, что данное правило не было строгим. И походы случались даже зимой.
Интересна версия что основной целью похода было посажение на османский престол, турецкого "царевича" по имени Яхья, который в свою очередь обещал казакам помощь своих сторонников при вторжении в пределы Стамбула ( в смысле в предместья).
Историки Т. Роу и Ф. де Сези определяя место боя указывают, что что Реджеб-паша от устья Днепра «поплыл вдоль берегов к югу» и встретился с казачьей флотилией «на высоте местечка, называемого Карахарман». Предположительно это место находится где-то у берегов современной Румынии. Карахарман, изображавшийся на картах иногда и как Кара-керман (Кара-Керман), — это сегодня местечко Караорман в румынской Добрудже, в 30 км к северу от Констанцы. Само название "Караорман", имеет прямой перевод "чёрный лес".
Итальянский документ XVII в. утверждает, что с казачьими стругами встретились 70 галер. В письме Л. Фаброни 1646 г. читаем, что Яхья «сразился с флотом из 72 галер». При этом число выглядит явно завышенным, поскольку превышает численность всего турецкого флота в Чёрном море. Есть более реальная цифра 21 галера. Хронист сообщает, что к началу сражения «из сорока трех галер, которые составляли ту экспедицию, только двадцать одна находилась в сборе около корабля адмирала. Согласно письму каймакана Махмет-Джурджи. Число стругов казацких, запорожских и донских, по его словам, было около 205, что является вполне реальной цифрой когда другие историки пишут о 300 и даже о 400 "фрегатах". Английские известия от 30 июля утверждают, что в Карахарманском сражении на каждом казачьем «фрегате» насчитывалось «от 40 до 80 мушкетеров», что по сути делает казацкие суда равными средиземноморским каравеллам, по размерам иначе такое количество экипажа не вместить. Турецкий хронист описывающий поход царевича Яхья, оценивает войско казаков (при критическом пересчёте его данных) примерно в 18 тыс. чел.
Ход сражения.
Османский флот барражировал вдоль румынского побережья на расстоянии примерно 10 - 12 км от берега. Передовая эскадра в 20 - 21 галеру шла походным порядком, растянувшись вдоль берега, имея большие промежутки между судами. В это время она была замечена казаками стоявшими в прибрежных укрытиях. Казаки решили атаковать. На момент атаки море было совершенно спокойно, галеры шли на вёслах, ветра не было. По другим источникам события развивались ещё более драматично, казаки наскочили на турецкий флот в тумане и сразу бросились в атаку. Мустафа Найма сообщает, что когда флот Реджеб-паши находился у Карахармана, «показались казацкие чайки; сделано затем приготовление к бою», но с капудан-пашой была только часть флота. «Пользуясь этими обстоятельствами, проклятые смело ударили на галеры…» Сражение началось «с самого утра». Интересный момент при встрече османские матросы увидев казаков закричали "кечи сакаллары"! - "Козлиные бороды". Это значит, что в первых рядах нападавших были исключительно донские казаки, которые в отличие от запорожцев не брили ни голову ни бороду. Второй момент, донские казаки были плотно вовлечены в борьбу за власть, как в самом Крымском ханстве, так и внутри Османской империи. И вот по османским источникам целью турецкой эскадры был поиск "царевича Яхьи" и разгром его войска. Потому и ход сражение описан так, что османы увидев казацкий флот царевича, поставили паруса и полным ходом по возникшим волнам, пошли в атаку на казаков! На самом же деле это был встречный бой в котором казаки пошли прямо на галеры с намерением взять их на абордаж. Английские дип.источники сообщают, что казаки бросились на абордаж, «имея по 3—4 лодки на каждую галеру». Мустафа Найма - хронист осман во много раз увеличивает это соотношение и заявляет, что каждая галера «имела против себя… почти по двадцать чаек». Историк И.В. Цинкайзен отмечает, что недостаток артиллерии казаки возмещали мужеством при атаке. Мустафа Найма дал казакам самую высокую оценку:
«Смело можно сказать, что более дерзкого народа, чем казаки, менее заботящегося о жизни, менее питающего страх к смерти, найти на земле невозможно. По свидетельству лиц, понимающих толк в морском деле, сволочь эта ловкостью и мужеством в подобных на воде сражениях более страшна, чем другой какой-либо народ…»
Начало битвы не предвещало османам ничего хорошего. Как пишет Мустафа Найма.
«Началась ужасная битва, в которой мусульмане сражались с несказанным мужеством и крайним отчаянием…»
Т.е. отчаяние было обусловлено не большими надеждами на победу. Далее Мустафа Найма пишет.
«корабль капудан-паши оказался в страшнейшей опасности и едва не стал добычей разъяренной сволочи, ибо проклятые, узнав его по трем фонарям, украшающим корму, бросились на него с яростью с боков и спереди, потому что сзади [он] был обсажен орудиями и многочисленным ручным оружием. Несмотря на густо падающие трупы, двести негодяев взобрались на корабль, ожесточеннейший бой начался на палубе, и от носа корабля до мачты все пространство так было завалено телами неверных, что пробраться уже было невозможно».
В данном случае казаки применяли тактику которую потом стал применять русский адмирал Ушаков. Т.е. удар наносился всеми возможными силами по флагману. Из писем английского и французских посольств можно так судить о ходе боя.
«Дважды они , — говорится в известиях, — подступали к грот-матче адмирала турок, убив 3 у штурвала и разбив руль, который опять был прикреплен 4 христианскими невольниками…» Казаки, читаем в письме, «были уже на реале, обрубая снасти и снимая румпель, поставив пашу моря в бедственное положение».
Т.е. казаки пытались лишить галеру средств управления. На корабле закипел бой за овладение кормой, как центром управления галерой. Двести человек с саблями наголо и ножами в зубах бросились на осман. Тем не менее абордажный бой склонился в сторону осман и приступ удалось отбить. Вся палуба была завалена трупами казаков, а левый борт галеры дал залп и утопил множество казацких судов спешащих на помощь.
Итальянский источник францисканский монах В. Катуальдитак изображает бой -
«Турецкая реала,шла прямо, чтобы захватить лодку, в которой находился султан (Яхья. — В.К.), и до того потопила две казачьи лодки, и, проходя над второй, повредила свой руль таким образом, что ею нельзя было управлять и преследовать султана. Когда казаки увидели это, они напали на нее, и если бы не подоспел ей на помощь отряд галер, то ей бы пришлось плохо, поскольку казаки уже начали взбираться на нее. Началась рукопашная и продолжалась несколько часов; султан находился все время впереди, чтобы могли его видеть…»
Здесь мы видим упоминание царевича Яхьи, как султана, что только подтверждает нашу версию, что целью похода было посадить самозванца Яхью на османский престол. Казаки яростно атаковали и патрону — корабль второго адмирала турецкого флота, несший на грот-мачте флаг с изображением серебряных пушек и, как и капудана, вооруженный сильнее рядовой галеры. Должность терсане кетхудасы тогда занимал Мемибег. «Галера кетхуды адмиралтейства, — сообщает Муста-фа Найма, — находилась в неменьшей опасности и с равным же мужеством одолела своих налетчиков». Автор пишет - «уже мусульмане, видя неминуемую гибель, падали на лицо, прося о помощи Бога, когда ужасная тишина… с приближением сильного ветра счастливо развеялась. Наполняются паруса, жизнь и надежда возвращаются в сердца отчаявшихся воинов…»
Бой шёл с переменным успехом, практически все головные галеры были в абордажном бою, их атаковали со всех сторон, бой клонился то в одну то в другую сторону. Мустафа Найма пишет.
«уже мусульмане, видя неминуемую гибель, падали на лицо, прося о помощи Бога, когда ужасная тишина… с приближением сильного ветра счастливо развеялась. Наполняются паруса, жизнь и надежда возвращаются в сердца отчаявшихся воинов…»
Скорее всего казаки даже одержали бы победу, если бы не поднялся бы свежий северный ветер, что обычно для этих широт в осеннее время года. По Т. Роу и Ф. де Сези, ветер оказался «слишком сильным для фрегатов» казаков: «дурная погода затопляла их лодки»; турецкие же галеры, как сообщает Э. Дортелли, напротив, «могли двинуться против неприятеля на всех парусах». Аналогичного мнения придерживался и Ф. де Сези, в письме которого на имя де ла Вий-о-Клера от 5 октября (25 сентября) читаем, что «если бы не поднялся к счастью для паши… ветер, то казаки разбили бы наголову его флот. И вот какой интересный момент. В самый разгар боя, рабы гребцы отказались выполнять свою работу и бросили вёсла. Галеры лишились подвижности. Если бы не ветер, то несомненно стоящие на месте корабли стали бы в конце концов добычей казаков. По английским известиям от 30 июля, из-за ветра «казаки были вынуждены прекратить сражение и вернуться к своим веслам». Французский посол также говорит, что дурная погода «заставила казаков удалиться» с палуб галер.
Итальянский автор приписывает царевичу Яхье доблестное поведение в бою, как в нападении так и в отступлении.:
«Яхья отважно пробивался сквозь толпу, становясь впереди своих и одушевляя их возгласами и примером, в расчете, что быстрота и сила ударов умалят значение помехи, причиняемой ветром и морем. С своей стороны, турки отчаянно бомбардировали неприятельские суда… Яхия ждал с минуты на минуту прибытия главного отряда; но последний, встретив противный ветер и непогоду, был рассеян по морю».
Как писал английский посланник писал 24 сентября Т.. Роу, капудан - паша был встречен в Стамбуле с почестями равными тому, "как если бы Помпеи снова закончил войну с пиратами, которые почти истощили Рим». Всего было захвачено в плен 270 казаков, а также некоторое количество "фрегатов", казачьих стругов. Французская история морского флота в соответствии со сведениями Наймы указывает, что турки захватили половину казачьей флотилии. Согласно французскому послу Ф. де Сези, турок погибло приблизительно столько же, сколько и казаков. Последние, замечает посол, отступили с галер, «убив две или три сотни человек».
Результаты битвы также не однозначны если быть объективными. Итальянский документ XVII в., утверждающий, что османские галеры так пострадали при Карахармане, что султан «впал в тревогу… опасаясь, что это великое множество казаков высадится вблизи Константинополя, как они это делали прежде, а его министры не нашли лучшего средства, чем послать срочного курьера к королю и Республике (Речи Посполитой) Польской, грозя им от имени Великого Турка сиюминутной войной, если они тотчас же не пошлют польскую армию на Борисфен, где находились жены и дети казаков, чтобы произвести отвлекающее нападение».
Общий результат сражения был описан английским послом Т.Роу «Non de victoria, sed de non victo triumphavit» — «He победу славят, а непоражение».
Общий же вывод будет для читателей несколько неожиданным. Если вы заметили, то в источниках описывающих сражение нет источников Московских. На данный момент Москва была вне черноморской политики, и так будет продолжаться ещё довольно долго. Из сути событий становится ясно, что казаки (запорожские и донские) были субъектами османской и черноморской истории, участвуя политических событиях государства, а не просто занимаясь грабежами. Подтверждением этого факта является то, что донские казаки участвовали в междоусобных распрях крымского дома Гиреев. Контакты казаков с османами были таковы, что не малая их часть бежала от столкновений с московскими войсками в конце 17 века, за Кубань в османские владения. Потому нет ничего удивительного, что казаки шли на Стамбул под предводительством турецкого царевича Яхья.