Найти тему
Советское Кино и не только

Афера (2001) - психологическая драма в криминальном обрамлении

Прежде всего, меня очень удивила низкая оценка этого фильма на Кинопоиске (4.6). Едва ли не впервые я вообще не понимаю - почему. Единственное объяснение - официально обозначенный жанр ("криминал" или "авантюрная мелодрама") привлёк определённую аудиторию, ждавшую погонь, стрелялок и кровиЩЩи на фоне вечной любви, а тут для них, конечно, сплошная тягомотина.

Потому что "Афера" - фильм смешанного жанра, криминал тут лишь по касательной, да и любители смешных историй про мошенников тоже ничего интересного не получат. И потому что "Афера" - это психологическая драма. Весьма напряженная.

Марина Соколова (Мария Голубкина), кадр из фильма "Афера" (2001)
Марина Соколова (Мария Голубкина), кадр из фильма "Афера" (2001)

Андрей Давыдов (Александр Лазарев) - в прошлом начинающий ученый, а ныне биржевой спекулянт - придумывает аферу, основанную на давних исследованиях его научного руководителя. Суть аферы в нагнетании истерии по поводу озоновых дыр и ловкой подтасовке фактов, в результате чего должна возникнуть биржевая паника, на которой можно обогатиться. И не просто срубить баблишка, а поднять весьма и весьма серьезную сумму.

Чтобы провернуть аферу, Давыдов подкупает крупного телевизионного чиновника Воронина (Эммануил Виторган), а тот через Симчука, руководителя одного из телеканалов (Владимир Симонов), дает распоряжение открыть информационную программу об экологических катастрофах. Вести программу, а заодно быть её шеф-редактором, Симчук поручает своей любовнице Марине Соколовой (Мария Голубкина).

Воронин (Эммануил Виторган) и Марина Соколова (Мария Голубкина), кадр из фильма "Афера" (2001)
Воронин (Эммануил Виторган) и Марина Соколова (Мария Голубкина), кадр из фильма "Афера" (2001)

Естественно, Соколова ничего не знает об афере. Более того - импозантный бизнесмен Давыдов легко и непринужденно влюбляет в себя девушку, еще не потерявшую юношеской восторженности, девушка же легко и непринужденно убегает от надоевшего Симчука - мавра, который сделал свое дело, а потому может раствориться в тумане.

В целом я соглашусь с некоторыми критиками, что история имеет более или менее предсказуемое течение, но... мне ни разу не захотелось поставить фильм на паузу или промотать его. Это для меня важный критерий смотрибельности, так как неоправданные длинноты вызывают у меня лёгкую ненависть к режиссеру, а крупные планы с многозначительно молчащими актерами я прощаю мало кому. В "Афере" неоправданных длиннот нет, действие достаточно динамичное, что удивительно - там немало статичных сцен, но авторам удалось соблюсти меру. А финал, кстати, совсем и не настолько однозначен, как может показаться...

Андрей Давыдов (Александр Лазарев), кадр из фильма "Афера" (2001)
Андрей Давыдов (Александр Лазарев), кадр из фильма "Афера" (2001)

И персонажи совсем не картонные - да, подробному раскрытию характеров уделено не слишком много экранного времени, личности намечены пунктиром, но их поведение вполне чётко определяет ху из ху, не скатываясь в черно-белую гамму.

Также запишу в плюсы красиво снятые романтические сцены, в которых нет пошлости, так любимой современными кинематографистами, а первое свидание Андрея и Марины в ресторане - это натурально пособие для молодых людей по части привлечения внимания девушек. Очень грамотно и качественно + великолепный саунд (и романтИка, и фильма в целом), в который удачно вписалась классика - "Либертанго" Пьяццолы и "Реквием" Верди.

Экологический сектант, кадр из фильма "Афера" (2001)
Экологический сектант, кадр из фильма "Афера" (2001)

Минусы... они есть, конечно. Некоторые моменты можно было бы развернуть подробнее, добавить немножко больше драмы - желание придать динамики сыграло и в минус тоже. Но, в целом, фильм достаточно неплох. Повторно я его пересматривать, конечно, не буду, но не считаю, что потерял время на него. А романтическим дамам наверняка понравится история Давыдова и Марины.

Режиссёр - Евгений Лаврентьев

Моя оценка - 4. /Если бы фильм был снят в советское время, он бы получил три с плюсом, так как пятерочные фильмы прошлого века на голову выше нынешних "отличников"/

От А до Я. Кино нулевых. Россия. Двадцать первый век начинается

Вопрос к тем, кто фильм видел: как вы думаете, финал - это реальность или фантазии Марины? Или фантазии Андрея?