Сегодня на пляже две новых семьи - только что по отдельности приехали из мегаполиса. Наблюдая картинку, как разные папы пытаются приучить крошечных девочек к купанию на море, решила всё-таки написать на эту тему и дать простые рекомендации родителям: как стоит и как не стоит поступать в случае, если ребенок встретился с морем впервые и по-началу его боится.
Мой канал, скорее всего подходит развивающимся людям. Супругам, в данном случае родителям, которые хотят узнать про осознанное воспитание, относятся к ребёнку не только как к телу, но понимают, что у него есть Душа. Тем, кто хочет или старается растить ребёнка в заботе о его психическом состоянии, готовить его к большой самостоятельной жизни.
Все рекомендации я даю как семейный специалист и как опытная мама 4 детей, а ещё жена, которая в свое время (без Интернета и доп.литературы) сознательно помогала мужу выстраивать отношения с детьми разного возраста.
Вернёмся к нашим семьям на пляже.
1. У первого папы была маленькая девочка около 1 годика, не больше. Он уверенным рывком оторвал ребёнка от пляжного коврика, подхватил под мышки и понёс на глубину. Ребёнок начал кричать, как резанный поросёнок. Я посмотрела на лицо девочки и увидела нешуточный страх. Потом папа стал окунать её (вверх-вниз), наверное, в надежде на то, что дочка обрадуется новой игре и успокоится, но не тут то было... Началась истерика... Но на папу это сильно не повлияло, и он продолжил "игру". Через пару минут появилась мама, забрала ребёнка и подхватила эстафету.
2.Второй папа был значительно моложе - лет на 10. Когда я повернулась в его сторону, он держал в обеих руках надувной круг с прорезями для маленьких ножек. Посерединке которого безопорно болтался малыш месяцев 8 и... истошно кричал. Но папа продолжал "катать" дочурку по морю-океану до тех пор, пока тоже не пришла мама, которой он передал чадо, чтобы сделать длительный заплыв в одиночку.
Ребёнка, конечно, можно знакомить с миром и так, как сделали эти две семьи.
Но уж если вы пришли ко мне и читаете мой материал и знакомитесь с моим опытом, то скажу, что
РЕБЁНКА МОЖНО ЗНАКОМИТЬ С МИРОМ ПОСТЕПЕННО. БЕРЕЖНО. С БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ К НЕМУ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Как бы рассказывая и показывая ему, где может быть приятно и радостно, где опасно или безопасно, как нужно себя вести, чтобы это было безопасно для тебя и окружающих.
Поэтому скажу, что по сути, очень условно родителей можно разделить на две категории:
1.Воспитание по принципу достижения краткосрочного результата - армейское выполнение команд "можно/нельзя/да/нет/оденься/обуйся/сделай" и т.п.
2.Проводничество и наставничество, направленное на долгосрочную перспективу - с сознательным обучением думать/выбирать/принимать решения/нести ответственность, просвещением и посвящением ребёнка "что и почему, для чего нужно/важно" сделать именно так, какие бывают варианты и к чему они могут привести и т.п.
В ОСОЗНАННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ СПЕРВА МЫ ДАРИМ СВОЁ ВРЕМЯ, ЛЮБОВЬ, ЗАБОТУ, ПЕРЕДАЁМ ЛУЧШИЙ ОПЫТ И ТОЛЬКО ПОТОМ МОЖЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА РЕЗУЛЬТАТ.
Конечно, при такой позиции, от нас - взрослых - потребуется чуть больше времени, чуть больше внимания. Но это только когда происходит передача опыта своим детям, потом, когда ребёнок научается, поверьте, насколько приятнее жить в такой семье! Потому что при таком воспитании, фактически наставничестве:
- ребёнок становится более самостоятельным и быстрее осваивает технику безопасной жизнедеятельности (в данном случае, вам будет самим спокойнее и понятнее поведение ребёнка на пляже, если вы сперва обучите как входить в воду с камнями, где его максимальная глубина, где он играет, пока мама/папа плавает далеко, какие игры существуют на пляже с песочком/камушками/ракушками);
- у него формируются позитивные и приятные для родителей привычки (например, не плакать и пугаться при виде пляжа или моря, а обучиться отдыхать и радоваться там, где действительно можно отдыхать и радоваться!);
- формируются полезные навыки (видеть опасно/безопасно, пробовать, решать и действовать, объяснять что-то другим людям, договариваться с другими и пр., что очень пригодится во взрослой жизни).
ВЕРНЕМСЯ К НАЗВАНИЮ СТАТЬИ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОС "КАК ВПЕРВЫЕ КУПАТЬ РЕБЁНКА В МОРЕ?". ;*))
Если мы едем с маленьким ребенком на море впервые и хотим всей семьей получить максимальное количество положительных эмоций, то посмотрите подсказки:
1. Знакомство.
Можно познакомить ребёнка с морем заранее, в т.ч. дистанционно.
Вместе посмотреть видео с озвучкой "шум моря", послушать аудио с набегающими на берег волнами. Сходить на ближайшее озеро и походить по пляжу, покупаться в бОльшей воде, чем домашняя ванна, если возможно.
2. Сказка-терапия и истории о море с участием ребёнка.
Стоит заранее рассказывать о море, о поездке.
Особенно это полезно делать, если ребенок опасается большой воды или скопления людей. Рассказывать можно в коротких историях. Особенно эффективно, когда мы включаем ребёнка в свой рассказ и делаем его главным героем. Здесь мы прокладываем через образы дорожку к положительному опыту, который ребёнок сможет получить в реальной жизни совсем скоро! Включите в свой рассказ все положительные шаги, все необходимые правила, которым ребёнок как-будто бы уже следует, в качестве героя. Например, Саша проснулся утром радостный, счастливый. Солнышко пощекотало его своими добрыми ласковыми лучиками, обняло и отправило с мамой и папой на море купаться. Все собрали свои сумочки, одели купальники (или т.п.), помазались кремом от загара (чтобы кожу защитить...) и... вышли из дома. Сашенька издали увидел море, услышал, как оно умеет разговаривать через свои волны. А подойдя поближе увидел, как волны-барашки выбегают на песочек одна за другой... Увидел сколько других мам и пап, деток пришло порадоваться и посмотреть на барашки тоже! Взял за ручку (сел на ручки) маму/папу и помочил пальчики, коленочки. Ай какая водичка прохладненькая, брррррр. Потом поплескался с мамой/папой в водичке. Мамочка поплавала, Сашенька сидит ждёт и играет с ведёрком, никуда не ходит. Молодец какой. Ах какое море ласковое, как Саше там хорошо!
3. Воплотить вашу сказку-историю в жизнь!
Постараться проследовать за маршрутом, который вы сами описывали в своей сказке малышу, хотя бы в первый раз.
Так ребенок будет чувствовать себя спокойнее. И напугать будет практически невозможно. А значит в следующий раз он придёт сюда с радостью!
Если что-то пойдёт "не по плану" сказки, не пугайтесь, всё хорошо, главное не напугать и не давить на малыша. А постараться вовремя сориентироваться и вывести ситуацию в позитивное русло - с ним позитивным всегда легче работать.
4. На пляже познакомить малыша с морем поближе.
Потрогать его пальчиками, ручкой. Поплескаться сперва (не спешить сразу с купанием, если малыш не готов, чувствуйте его настроение и настрой). Возможно понадобятся резиновые игрушки, ведерко/лейка, а не купание - наиграется, будет готов, тогда можно будет и покупаться. Можно показать как красиво морские капельки светятся в солнечных лучах, когда их подбрасываешь вверх и т.п.
5. Не спешите пользоваться надувными кругами и нарукавниками.
Находясь в серединке резинового круга, ребёнок держится за инородное холодное и незнакомое ему в таких условиях приспособление (даже если он игрался с кругом дома на полу, ситуация уже изменилась). А в подобных - новых для него - обстоятельствах ему нужны уверенные руки и поддержка родителя. В этих "шалабушках" ребёнок непременно окажется, только немножко попозже. Просто потерпите - подарите сейчас ему своё время и внимание.
После того, как малыш познакомился с морем, попробуйте походить по бережку за ручку, чуть глубже - насколько позволит, чувствуйте/улавливайте обратную связь через напряжение в руке/теле малыша, его эмоциональные фразы или выкрики))). Предложите зайти поглубже на ручках и крепко держите, чтобы малышу было спокойно и уверенно. Старайтесь без резких движений. Поддерживайте кроху своим спокойным голосом, озвучивая при этом всё, что вы вместе делаете и что происходит вокруг. Поверьте, все игры, плескания/броски/кувыркания в воде у вас еще впереди! Сейчас просто другая задача - подружить вашего ребёнка с морем.
6. Все дети разные! И у каждого свой срок. Главное даже не купание, а ваш внутренний настрой, ваше состояние.
Малыши могут не захотеть пойти в первый же день купаться. Могут заинтересоваться водичкой во второй или третий день/через 5 дней спустя... Ничего страшного в том нет. Это у вас "отпуск только один раз в год". У ребёнка ещё вся жизнь впереди. ;*)) Ему важнее не спешка, а качественный опыт и проживание ситуаций.
Когда мы впервые поехали на море с годовалой дочкой (одной из ;*)), она за 2 недели пребывания так туда и не зашла. Играла себе на берегу тихонечко. И так ей это дело было по душе, что никто её не трогал. Ну, конечно, мы пытались по началу, как и старших детей, заинтересовать малышку морем/купанием/плесканием, но поняли, что ничего не работает и оставили её за своим спокойным занятием. Зато на следующий год, как и все годы после, она с радостью купалась, кувыркалась, ныряла и т.п.
Потому что ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. И у каждого ребёнка, как и взрослого человека, свои особенности, свои черты характера. Свой собственный срок в реализации того или иного дела. По Высшему Плану.
А наша с вами задача, дорогие родители, этот План научиться слышать Сердцем и этому Плану научиться следовать.
И ещё одно ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ важное - про семью:
МАМА ПАПЕ ДОЛЖНА ПОМОЧЬ ОСВОИТЬ НЕКОТОРЫЕ ПРЕМУДРОСТИ БЕРЕЖНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ. Никто ему про это кроме вас, дорогие мамы, не расскажет.
Не должна, конечно, в прямом смысле этого слова. Она может - имеет такую чудесную возможность - помочь своему избраннику, если действительно хочет мирных и гармоничных отношений в семье, здоровых отношений между отцом и ребёнком. Это и есть Большой и БЛАГОстный, невероятно ВАЖНЫЙ и ЦЕННЫЙ для всех - Труд Женщины.