В одном далеком уральском селе, где за лесом лес, а за ним еще один лес, и еще и один, а за ним река, а за ней город, случилась эта жуткая история.
В заметенное снегом село, где ни связи, ни спорта и вообще ничего, кроме снега, возвращается биатлонист Петр (Юра Борисов) с молодой женой-горожанкой-декабристкой Настей (Елизавета Янковская). Так начинается дебютный фильм режиссера Евгения Григорьева «Подельники» (2021).
Петр, парень из глубинки, честно пытался сделать спортивную карьеру, но олимпийцем не стал, и вынужден вернуться домой, чтобы работать в сельской школе физруком.
Его приезд совпадает с трагедией: в ту же ночь в соседнем доме, где живет местный авторитет Витя-Людоед (Павел Деревянко) и где собираются мужики выпить и потолковать за жизнь, убит учитель рисования, уставший от постоянного унижения и собственной неправильной жизни пьющий художник Саша. Все село, включая участкового, прекрасно понимает, чьи руки в крови, но в наручниках уводят ментально недалекого брата Вити-Людоеда.
Село молчит, и требует возмездия лишь сын Саши 10-летний Илья (Ярослав Могильников), выросший в семье сельской интеллигенции, где в тесной деревянной избе стоит старинный сервант, на стене портрет Бетховена, а в проигрывателе — пластинка с классикой. И когда Илья смотрит в монокуляр с другого конца, изба расширяется, и ее пространство напоминает зал Эрмитажа или Русского музея.
Илья, словно Гамлет, жаждет справедливости и мести, и его «подельником» становится Петр, пообещавший научить стрелять. Правда, из спортивной винтовки и из понимания, что за пацаном в его состоянии нужен присмотр. А пригламуренная горожанка Настя тем временем, чтобы понять необъяснимую логику происходящего, пытается выстроить добрососедское общение с Людоедом. В чисто познавательных целях. Но зря она это делает, умом Людоеда не понять.
Заснеженное пространство фильма — своего рода параллельная вселенная, придуманная съемочной группой на основе реального села Кын в Лысьвенском районе Пермского края (там проходили съемки, и нам дали вдоволь полюбоваться и елками, устремленными в небо, и другими пейзажами). Акцентированы коми-пермяцкие мотивы и верования через медвежью тему, и даже коми-пермяцкий язык звучит из уст жителей.
История начинается под созвездием Большой Медведицы, на которую полусонными глазами смотрит маленький Илья. И когда мы видим купол православной церкви промеж ушей на огромной голове слепленного из снега медведя, мы понимаем, что древние языческие культы почитания Оша, хозяина тайги, тесно сплетены с современной жизнью, где тайга – закон, прокурор — медведь.
Незабвенный кадр, когда по эстакаде над автодорогой, словно по параллели Верхнего мира, идет себе косолапый. Хотя если задуматься — откуда в той глуши эстакада? Но кадр выразительный — кто под Богом ходит, а кто и под хозяином тайги.
И Витя-Людоед как тот шатун — он способен исцелять животных и людей, и в то же время отличается жестоким и необузданным нравом. Павел Деревянко в этой роли необычен и интересен. И от его удара на щеке Петра остается след, словно от медвежьих когтей во время масленичных боев, где они сошлись один на один.
Чем страшен фильм — тем, что он жесткий и жестокий. Но в то же время, теплое обаяние героя Юрия Борисова — луч добра в этом мраке. Еще страшно от того, какой непростой выбор приходится делать юному Гамлету — светлому мальчику Илье, ведь по законам притчи зло обязательно должно быть наказано.
Думаю, что киноманам фильм должен понравиться (или уже понравился). Любителям реалистического кино — вряд ли, о чем говорят отзывы в духе «странное кино по принципу «додумайте сами».
Но поклонникам Павла Деревянко и Юрия Борисова фильм точно понравится.
Еще об одной страшной сказке, на которую создателей фильма вдохновила исландская мифология, я писала здесь:
А о фильмах с участием Юрия Борисова можно почитать здесь:
#кино #кино круглый год #обзор #рецензия #подельники #наше кино