Найти в Дзене

«Подельники»: фильм-притча о трагедии в медвежьем углу, маленьком Гамлете и круговой поруке

В одном далеком уральском селе, где за лесом лес, а за ним еще один лес, и еще и один, а за ним река, а за ней город, случилась эта жуткая история.

В заметенное снегом село, где ни связи, ни спорта и вообще ничего, кроме снега, возвращается биатлонист Петр (Юра Борисов) с молодой женой-горожанкой-декабристкой Настей (Елизавета Янковская). Так начинается дебютный фильм режиссера Евгения Григорьева «Подельники» (2021).

Возвращение домой. Кадр из фильма.
Возвращение домой. Кадр из фильма.

Петр, парень из глубинки, честно пытался сделать спортивную карьеру, но олимпийцем не стал, и вынужден вернуться домой, чтобы работать в сельской школе физруком.

Его приезд совпадает с трагедией: в ту же ночь в соседнем доме, где живет местный авторитет Витя-Людоед (Павел Деревянко) и где собираются мужики выпить и потолковать за жизнь, убит учитель рисования, уставший от постоянного унижения и собственной неправильной жизни пьющий художник Саша. Все село, включая участкового, прекрасно понимает, чьи руки в крови, но в наручниках уводят ментально недалекого брата Вити-Людоеда.

Село молчит, и требует возмездия лишь сын Саши 10-летний Илья (Ярослав Могильников), выросший в семье сельской интеллигенции, где в тесной деревянной избе стоит старинный сервант, на стене портрет Бетховена, а в проигрывателе — пластинка с классикой. И когда Илья смотрит в монокуляр с другого конца, изба расширяется, и ее пространство напоминает зал Эрмитажа или Русского музея.

Нехитрый сельский быт по соседству с трагедией. Кадр из фильма.
Нехитрый сельский быт по соседству с трагедией. Кадр из фильма.

Илья, словно Гамлет, жаждет справедливости и мести, и его «подельником» становится Петр, пообещавший научить стрелять. Правда, из спортивной винтовки и из понимания, что за пацаном в его состоянии нужен присмотр. А пригламуренная горожанка Настя тем временем, чтобы понять необъяснимую логику происходящего, пытается выстроить добрососедское общение с Людоедом. В чисто познавательных целях. Но зря она это делает, умом Людоеда не понять.

Витя-Людоед (Павел Деревянко). Кадр из фильма.
Витя-Людоед (Павел Деревянко). Кадр из фильма.

Заснеженное пространство фильма — своего рода параллельная вселенная, придуманная съемочной группой на основе реального села Кын в Лысьвенском районе Пермского края (там проходили съемки, и нам дали вдоволь полюбоваться и елками, устремленными в небо, и другими пейзажами). Акцентированы коми-пермяцкие мотивы и верования через медвежью тему, и даже коми-пермяцкий язык звучит из уст жителей.

История начинается под созвездием Большой Медведицы, на которую полусонными глазами смотрит маленький Илья. И когда мы видим купол православной церкви промеж ушей на огромной голове слепленного из снега медведя, мы понимаем, что древние языческие культы почитания Оша, хозяина тайги, тесно сплетены с современной жизнью, где тайга – закон, прокурор — медведь.

Илья намерен отомстить за отца. Кадр из фильма.
Илья намерен отомстить за отца. Кадр из фильма.

Незабвенный кадр, когда по эстакаде над автодорогой, словно по параллели Верхнего мира, идет себе косолапый. Хотя если задуматься — откуда в той глуши эстакада? Но кадр выразительный — кто под Богом ходит, а кто и под хозяином тайги.

И Витя-Людоед как тот шатун — он способен исцелять животных и людей, и в то же время отличается жестоким и необузданным нравом. Павел Деревянко в этой роли необычен и интересен. И от его удара на щеке Петра остается след, словно от медвежьих когтей во время масленичных боев, где они сошлись один на один.

Чем страшен фильм — тем, что он жесткий и жестокий. Но в то же время, теплое обаяние героя Юрия Борисова — луч добра в этом мраке. Еще страшно от того, какой непростой выбор приходится делать юному Гамлету — светлому мальчику Илье, ведь по законам притчи зло обязательно должно быть наказано.

Ни разу не написала слова "хтонический" или "хтонь", хотя очень хотелось. Кадр из фильма.
Ни разу не написала слова "хтонический" или "хтонь", хотя очень хотелось. Кадр из фильма.

Думаю, что киноманам фильм должен понравиться (или уже понравился). Любителям реалистического кино — вряд ли, о чем говорят отзывы в духе «странное кино по принципу «додумайте сами».

Но поклонникам Павла Деревянко и Юрия Борисова фильм точно понравится.

Еще об одной страшной сказке, на которую создателей фильма вдохновила исландская мифология, я писала здесь:

А о фильмах с участием Юрия Борисова можно почитать здесь:

#кино #кино круглый год #обзор #рецензия #подельники #наше кино