Найти в Дзене
Педиатр Рукавицын

Как я сдавал экзамен по гистологии

Всем привет! Эта статья посвящена экзамену по гистологии и подготовке к нему.

Гистология – наука о тканях организма, их строении, рассматриваемом в неразрывной связи с выполняемой функцией. Обычно в медицинских университетах ее изучают вместе с цитологией (наукой о клетках) и эмбриологией (наукой о развитии организм от оплодотворения до рождения). Экзамен по гистологии на лечебном и педиатрическом факультете КГМУ сдают осенью 3 семестра, и многих студентов он пугает («пять слоев эпидермиса» или «десять слоев сетчатки» – ужастик от старшекурсников). Однако не все так страшно :).

За день до экзамена проходит консультация. Зачастую ее ведет преподаватель, читающий лекции на факультете (например, на консультации для педиатрического факультета лектор обратила внимание на вопросы, которые значительная доля студентов знает слабо). В день экзамена сначала нужно решить допускной тест (в зимнюю сессию его писали из дома, в летнюю – в дисплейном классе), а уже потом приходить на кафедру. После вытягивания билета есть возможность обдумать ответ и повторить материал. На этом экзамене мы тянули два билета – один с вопросами (по частной гистологии, общей гистологии, эмбриологии и цитологии), другой с ситуационной задачей.

Мне попался очень хороший билет:

1. Сердце (эмбриогенез, возрастные особенности, все слои, секреторные, проводящие и сократительные кардиомиоциты).

2. Нервные волокна (миелиновые и безмиелиновые).

3. Лизосомы (виды, ферменты и формирование в клетке).

Ситуационная задача была по галактопоэзу (определение, сроки начала и завершения, регуляция, раннее и позднее молоко).

К счастью, мне попались простые вопросы (это не типы слизистой оболочки и желез пищеварительного тракта :) ). Преподаватель лояльно принимал экзамен, и я получил пять (60/60).

На основе своего опыта, могу дать несколько советов по поводу экзамена.

1. Некоторые студенты убеждены, что гистология – сложная и скучная наука. На самом деле это не так. Гистофизиология (наука о функционировании тканей) – основа нормальной физиологии, патологической анатомии и патологической физиологии. Эту науку можно понимать, а не зазубривать, в отличии от, например, ангиологии (учение о сосудах). Гистология позволяет понять, в какой именно клеточной популяции локализуется физиологический или патологический процесс. Именно поэтому она имеет огромное значение в практике; возможно, некоторые врачи не работают непосредственно с гистологией, но понимание тканевого строения организма важно для понимания патологических процессов, встречающихся в работе врача общей практики (например, эмфизема легких), не говоря уже об узкоспециализированных отраслях медицины – эндокринология и тем более онкология, существование которых немыслимо без гистологии.

Нефрон (функциональная единица почки). Без понимания его строения невозможно понять физиологию выделения. Источник: Яндекс
Нефрон (функциональная единица почки). Без понимания его строения невозможно понять физиологию выделения. Источник: Яндекс

2. Желательно выучить цитологию еще в первом семестре, на биологии. Это не сложная, но очень интересная наука, которая затрагивается в биохимии (все процессы описываются с указанием органеллы клетки, где они протекают), патологической анатомии и патологической физиологии ).

Малат-аспартатный челночный механизм. Источник: Яндекс
Малат-аспартатный челночный механизм. Источник: Яндекс

3. Эмбриология – один из разделов дисциплины. Основы эмбриологии изучаются в курсе биологии, детали и нюансы – в гистологии. Лично я советую уделить этому разделу особое внимание, детально разобрать развитие провизорных органов, их строение и источники формирования (для меня это был очень сложный вопрос :(, хотя на нашем факультете 2 лекции было посвящено этому блоку).

4. Общая гистология, на мой взгляд – интересный и не слишком трудный раздел гистологии; правда, мне было трудно запомнить типы чувствительных окончаний – тельце Фатера-Пачини, Мейснера, колбы Краузе, и их функции.

5. В частной гистологии для меня лично было трудно запомнить трубчатые органы – пищеварительный тракт и дыхательные пути. Тем не менее, если вникнуть в данный раздел гистологии (в учебнике Кузнецова очень хорошо изложены отличия частей), то вы в любое время отличите препараты, например, пилорического отдела желудка от тонкой кишки :).

6. Часто студенты слабо знают гистологию эндокринных желез и органов кроветворения. На мой взгляд, эти темы уникальны и поэтому не настолько трудны – огромно отличие между слоистым надпочечником, щитовидной железой с красивыми кольцами из эпителия, достаточно простой эпифиз и паращитовидные железы, мозаичный гипофиз. Органы кроветворения и иммуногенеза еще ярче отличаются друг от друга – красно-белый костный мозг, слоисто-паренхиматозный тимус, лимфатические узелки в различных органах (лимфатический узел, селезенка, тонкая кишка, аппендикс, миндалины). Именно поэтому не стоит бояться данного раздела.

Надпочечник. Источник: Яндекс
Надпочечник. Источник: Яндекс
Щитовидная железа. Источник: https://study.kurskmed.com
Щитовидная железа. Источник: https://study.kurskmed.com

7. У студентов-педиатров на экзамене спрашивают возрастные особенности различных тканей. Понимание детских особенностей важно и для изучения последующих предметов, и для клинической практики (например, знание того, что у детей соединительная ткань имеет большое сродство к воде, объясняет неустойчивость водно-солевого баланса, склонность к образованию отеков и их опасность). Приведу пример из своей жизни. Однажды я читал пособие по биохимическим особенностям детского организма. Там было сказано, что у новорожденных детей обмен веществ смещен к анаэробному гликолизу. Это обусловлено незрелостью альвеол (вместо полноценных альвеол и альвеолярных ходов – мешочки), малым количеством эластических волокон. Но в этот момент я этого не знал и пожалел, что не особо хорошо помню этот раздел детской гистологии.

8. Многие преподаватели советуют готовиться к экзамену по учебникам Быкова или Мядельца. Я не читал их (Быкова купил только после сессии), к экзамену и занятиям готовился по лекциям и пособию для педиатрического факультета, учебнику и атласу Кузнецова. На мой взгляд, важнее стройная система подготовки, а какой учебник ее обеспечивает – каждый решает для себя. Всегда можно взять в университетской библиотеке учебник и посидеть с ним в читальном зале, чтобы решить, подходит он для Вас или нет.

Учебник по гистологии С,Л. Кузнецова и Н.Н. Мушкамбарова
Учебник по гистологии С,Л. Кузнецова и Н.Н. Мушкамбарова

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал