2,2K подписчиков

Что такое орфограмма?

238 прочитали
Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут.

Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут. Но мы не про неё - досадную ошибку, а про то, как её не допустить.

☝️ Итак, ОРФОГРАММА - это ошибкоопасное место в слове, требующее применение правила.

Иными словами, это ответ на 3 вопроса:

🎯 ЧТО?

🎯 ГДЕ?

🎯 ПОЧЕМУ?

ЧТО? - буква, написание которой вызвало затруднения (подчеркнём её одной чертой до "выяснения обстоятельств", то есть до проверки).

ГДЕ? - та часть слова (морфема), где находится 'трудная' буква. Необходимо графически выделить приставку/корень/суффикс или окончание.

ПОЧЕМУ? - пояснение к выбору буквы (📍нужно обозначить графически то, что повлияло на написание "трудной" буквы, 📍или же кратко изложить причину выбора). Теперь проверенную правилом "трудную" букву можно подчеркнуть 2 чертами.

Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут.-2
🔺️Школьная программа по русскому языку предлагает к изучению 71 орфограмму.

Основные из них традиционно вынесены на ОГЭ (5-е задание) и ЕГЭ (задания 9 - 15).

❗️ПРИМЕР

Посмотрим на РАЗБИРАЕМУЮ орфограмму!

Сколько ошибкоопасных мест удалось обнаружить в слове "РАЗБИРАЕМУЮ"? Отвечая на этот вопрос, не забываем, что буква в слове может быть для вас понятной, очевидной, но при этом не перестаёт быть орфограммой. Такое случается, если слово 'примелькалось', или вы целенаправленно заучивали его, или написание кажется лёгким и понятным.

Всё ж таки наша задача - НАЙТИ ВСЕ ОШИБКООПАСНЫЕ МЕСТА в слове, несмотря на возможную очевидность написания.

🚩Итак, в слове "РАЗБИРАЕМУЮ" находим 5 орфограмм:

1 - З/С на конце приставки,

2 - О/ А в приставках рАз (рАс), рОз (рОс),

3 - Е/И в корне с чередованием -бЕр-/-бИр-,

4 - правописание суффикса причастия -ЕМ-/-ИМ-,

5 - падежное окончание имени прилагательного -УЮ (очевидно, что мало кто напишет его иначе, но правило есть ---> орфограмма есть).

❗️Что надо уметь и знать, работая с орфограммой?

Во-первых, нужно уметь РАЗБИРАТЬ СЛОВО ПО СОСТАВУ (то есть делать морфемный разбор).

Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут.-3

Во-вторых, надо чётко определять, к какой части речи относится разбираемое слово.

📍Морфемный разбор помогает определить местоположение 'трудной' буквы в слове. А определение части речи в ряде случаев показывает особенности выбора буквы в морфеме.

❗️ПРИМЕР👇

ПишЕт

1. Что? - буква Е

2. Где? - в окончании глагола

3. Почему? - пишем -Е- в безударном окончании глагола наст.времени /3-го лица /единственного лица, так как "ПИСАТЬ" - глагол 1-го спряжения.

(В) тетрадИ

1. Что? - буква И

2. Где? - в окончании существительного

3. Почему? - пишем -И- в окончании существительного 3-го склонения/в форме предложного падежа.

ПоклОнился

1.Что? - буква О

2. Где? - в корне слова с чередованием

3. Почему? - пишем -О- в корне -КЛОН-/-КЛАН- в безударном положении. 👈 Как видим, в данном случае выбор буквы от части речи не зависит.

Чтобы быстро и безошибочно писать слова, нужно развивать у себя ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ! Для этого следует много читать, присматриваясь к написанию слов, а также сделать для себя привычной работу по разбиению слова на части (морфемы) при выборе той или иной буквы.

Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут.-4