В ранних редакциях «Мастера и Маргариты» - тогда роман еще назывался «Князь тьмы» - директор варьете Степа Лиходеев, проснувшись с тяжелой головой, пытается, борясь с похмельем, вспомнить, что было накануне: таксомотор, корзина с бутылками, деревья, звуки маленького патефона, а сам он стоит с салфеткой в руке и целуется с какой-то дамой - «дело происходило в Покровском-Стрешневе».
Где именно это было? И что именно там происходило?
Алексей Толстой провожал до плотины
В Покровском-Стрешневе были дачи писателей и артистов, в том числе - МХАТа, где служил Булгаков в годы написания романа.
Михаил Афанасьевич не раз приезжал сюда в гости к знакомым.
«Сегодня я с Катаевым ездил на дачу к Алексею Толстому (Иваньково), - отметил Булгаков в дневнике 2 сентября 1923 года. - Когда мы уходили, он проводил нас до плотины».
«Красному графу» дачу оставили, а большинство других построек с 1918 года были национализированы и объединены в дом отдыха «Чайка» . Свое имя он это учреждение получило по названию дачи, которая раньше принадлежала актеру МХАТ Василию Лужскому, который играл Сорина в первой легендарной постановке чеховской «Чайки».
Не МХАТ, а "Известия"
С 1925 года «Чайка» перешла в ведение Московской организации ВКП(б), сюда приезжали отдохнуть и расслабиться партийная элита, чиновники высокого ранга, красные директора.
Летом 1938 года, когда Булгаков диктовал машинистке последний вариант «Мастера и Маргариты», вокруг него сгущались тучи. Его пьесы были сняты с репертуара, в газетах печатались разгромные статьи.
Не исключено, что именно поэтому - не желая лишний раз дразнить гусей - связывать оргию, в которой принимал участие нечистый на руку директор театра Варьете, с номенклатурным пансионатом, опальный писатель, переносит место, где она имела место быть, чуть дальше, - в Химки, на Сходню, где находились дачи редакции газеты «Известия». Главный редактор «Известий» Николай Бухарин - его дача выходила в Леденцовский тупик - к тому времени был уже расстрелян, живший неподалеку член редколлегии Карл Радек - сослан в Верхнеуральск и заключен в политизолятор. По одной из версий, они фигурируют в романе под именами, соответственно, Николая Ивановича с нижнего этажа и автора скетчей Хустова.
Заборы с караульными вышками
В начале 1934 года Эммануил Жуховицкий, один из друзей-осведомителей, которых вокруг Булгакова всегда было много, уговаривал писателя проявить лояльность - отправиться «с бригадой на какой-нибудь завод или на Беломорский канал». Как зафиксировала в дневнике Елена Сергеевна, жена писателя, Булгаков отговорился усталостью «Я не то что на Беломорский канал, в Малаховку не поеду».
Но о канале он написал, правда, о другом - Москва-Волга. Помните, что видит, возвращаясь в грузовике из клиники доктора Стравинского, куда он сопровождал Ивана Бездомного, не слишком одаренный поэт, но, по всей видимости, неплохой человек Александр Рюхин? Лес остался позади, река ушла в сторону, а навстречу грузовику «сыпалась разная разность: заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами…»
Похоже, грузовик едет от канала сначала по Иваньковскому, потом по Волоколамскому шоссе. Последние бараки и вышки стояли здесь до начала 80-х.
О том, что автор «Мастера и Маргариты» бывал на канале, свидетельствуют записи в дневнике Елены Сергеевны: ездили «посмотреть новый речной вокзал и канал», «Канал вырыт таким образом, что похож на реку, извилистые берега, неожиданные повороты».
«Скажите, вы не буйный?»
Неожиданный поворот дает и краткое упоминание о том, что милиционер, доставивший «раздвоившегося» Ивана в психлечебницу, отбыл назад, в Москву, на троллейбусе.
У клиники профессора Стравинского два основных прототипа - больница МПС на Волоколамском шоссе, 84, и бывший санаторий «Химки», теперь Химкинская горбольница № 1. Основных точек соприкосновения с булгаковским текстом четыре - расположение за городом, парк, близость реки, лес на противоположенной стороне, среди дополнительных критериев – близость троллейбусной остановки и круговой балкон вокруг здания – по которому Мастер пришел в комнату к ученику.
Круговой балкон есть, а троллейбуса еще не было
Имеются и другие претенденты на звание «знаменитой психиатрической клиники», к примеру, бывший психиатрический санаторий «Стрешнево» - сегодня это психиатрическая больница № 12, на Волоколамском шоссе, 47.
Но, скорее всего, клиника доктора Стравинского - это образ собирательный. Если основным критериям – лес и река - удовлетворяют все три претендента, то дальше все не так однозначно. Так, круговой балкон имеется только в здании больницы МПС, а троллейбус по Волоколамскому шоссе, до канала, на берегу которого стоит эта больница, пустили только в 1939 году, когда «клинические» главы романа были уже написаны.