Найти в Дзене
Автостатейкин

Забытые автомобильные марки: Saturn (часть 1)

Оглавление
Ключевые фигуры в GM и основатели марки - Роджер Смит и Джеймс Макдональд у первого прототипа Saturn.
Ключевые фигуры в GM и основатели марки - Роджер Смит и Джеймс Макдональд у первого прототипа Saturn.

Сатурн - это не только планета и ракета, отправившая человека на Луну, но и автомобильная марка, которая просуществовала всего лишь 25 лет. Изначально она создавалась для того, чтобы изменить отношение американцев к своему же автопрому. Впрочем, для начала следует подробно остановиться на предпосылках её создания.

В 1973 году в США разгорелся топливный кризис. В тот момент все американские потребители начали обращать более пристальное внимание на недорогие автомобили из Европы и Японии. Американская же автопромышленность, несмотря на то, что такие гиганты как GM, АМС, Ford и Chrysler обновляли свои модели буквально раз в пару лет, не могла похвастаться ничем выдающимся на фоне иностранцев. Всё из-за того, что по технической части с 1950-х годов никаких глобальных реформ в техническом плане ни у одного концерна не проходило. Американские машины только меняли кузова, а также постоянно увеличивались в размерах от мала (Ford, Chevrolet) до велика (Cadillac, Lincoln). Но при этом оставаясь в основном рамными, прожорливыми, неповоротливыми и не слишком удобными для повседневной эксплуатации из-за больших габаритов. Чтобы решить эту проблему, американские автопроизводители решили пойти на даунсайзинг своих моделей. Однако от возрастающего наплыва "иностранцев" это не спасло. А в таком концерне, как GM в начале 80-х и вовсе пошли на самый радикальный шаг - создать абсолютно нового легкового "народного" автомобиля с чистого листа. В 1984 году концепт-кар Saturn впервые показали широкой публике, а 7 января 1985 года компания Saturn официально была зарегистрирована и стала седьмым американским брендом в корпорации GM, наряду с существовавшими уже много десятилетий Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Buick, Cadillac и GMC. В 1986 году началось строительство нового завода, предназначенного для выпуска исключительно моделей Saturn в Спринг-Хилл, штат Теннесси. А уже спустя 4 года началось производство первой линейки бренда - Saturn S серии, в которую входили следующие автомобили:

Линейка Saturn S серии была обширной
Линейка Saturn S серии была обширной

Saturn SL

Год начала продаж: 1990

Saturn SL1
Saturn SL1

Самая первая серийная модель марки Saturn, выпуск которой стартовал 30 июля 1990 года. Это четырёхдверный переднеприводный седан (SL расшифровывается как Sedan Level) длиной в 4.5 метра и колёсной базой в 2.6 метра. Он, как и все остальные машины S серии был построен на уникальной платформе GM Z, использовавшейся исключительно в машинах этой марки. Она представляла из себя пространственную раму, на которую крепился стальной каркас кузова. На него, в свою очередь, монтировались кузовные панели из пластика (кроме крыши, капота и крышки багажника, сделанных из металла). Подобная технология была для американского автопрома не в новинку и ранее применялась на спортивных автомобилях марки Pontiac, а также на минивэне Pontiac Trans Sport и его аналогах. Узлы и агрегаты в новинке были разработаны самой компанией Saturn - 1.9 литровые двигатели на 85 (моновпрыск и 1 распредвал) и 124 лошадиные силы на топовых версиях (распределённый впрыск и 2 распредвала, у обоих моторов был единый, отлитый из алюминия блок цилиндров) вкупе с 5-ступенчатой механикой или 4-ступенчатым автоматом. У модели SL всего было 3 модификации: SL, SL1 и SL2, различавшихся уровнем оснащения, опционалом и двигателями.

Saturn SL был базовой версией в семействе, он выпускался исключительно в связке с 1.9 литровым 8-клапанным 85 сильным двигателем и механической трансмиссией. Салон был отделан дешёвой тканью. Бампера, дверные ручки и зеркала были окрашены в чёрный цвет, зато в руле уже прятался защитник под названием Airbag. Правое зеркало с завода отсутствовало, но дилеры могли его установить с доплатой всего в 100 баксов). Аудиоподготовка отсутствовала.

Saturn SL в базовой версии
Saturn SL в базовой версии

Saturn SL1 был средней в иерархии модификацией (первые несколько месяцев - базовой). В ней были улучшенные обивки сидений, аудиоподготовка и зеркало с пассажирской стороны, а также колпаки с иным дизайном и усилитель руля. В список опций входили: центральный замок, окрашенные в цвет кузова бампера, зеркала и дверные ручки, 4-ступенчатый автомат, круиз контроль, кондиционер и электропакет, в который, помимо электростеклоподьемников по кругу, входило ещё и регулируемое с водительской стороны пассажирское зеркало, дабы улучшить обзорность.

Самой топовой модификацией седана стал Saturn SL2. Оснащалась она только 16-клапанным двухвальным двигателем на 124 силы в связке с механикой или 4-скоростной автоматической трансмиссией (за дополнительную плату). Штатно оснащалась окрашенными в цвет кузова деталями экстерьера (теми, за которые в SL1 надо было доплачивать) и 15-дюймовыми штампами вместо 14-дюймовых у версий с 8-клапанным мотором, а также усилителем руля. У самой мощной версии был и самый обширный список опций: АБС и задние дисковые тормоза, центральный замок, электропакет, литые диски, кожаный салон, кондиционер, круиз контроль и люк в крыше, спойлер. Внешне эту модификацию можно отличить по красной полосе между задними фонарями (т.н. "редфиниш")

Saturn SL2
Saturn SL2

Saturn SL2
Saturn SL2

Saturn SC

Год начала продаж: 1990

Saturn SC
Saturn SC

Очень стильное для своего времени и красивое двухдверное купе модели SC (расшифровывается как Sport Coupe) было долгое время флагманом модельного ряда компании Saturn. Гладкие обтекаемые линии кузова, скрытые фары и спойлер выделяли его на фоне отнюдь не выдающихся внешним видом"собратьев" по платформе. Его серийное производство началось в том же 1990 году. Оснащалось купе только топовым 1.9 литровым 16-клапанным двигателем на 124 силы в связке с механической или автоматической трансмиссией. Литые диски, задние дисковые тормоза и задний стабилизатор в подвеске устанавливались штатно (как и усилитель руля), а бампера, зеркала и дверные ручки окрашивались в цвет кузова на всех без исключения SC. Опционально были доступны кондиционер, кожаный салон и люк в крыше. Машина получила укороченную на 8 см колёсную базу, при этом кузов в итоге оказался короче лишь на 1.3 сантиметра по сравнению с седаном - всё ради увеличения свободного пространства. Для доступа на задний ряд сидений необходимо было откидывать спинки передних кресел.

Фирма Saturn первое время существовала автономно от материнского концерна, в буквальном смысле. У марки была собственная дилерская сеть, свой инжиниринговый центр и свои машины, построенной на уникальной платформе GM Z вместе с узлами и агрегатами. В 1991 году машины марки Saturn официально появляются на канадском рынке, где пользуются большим успехом.

В том же году журнал Motorweek проводит опрос "Выбор водителя" и в категории малолитражек побеждает Saturn.

Saturn SC
Saturn SC

В то же время машины этого бренда, изначально рассчитанные на молодую аудиторию в качестве первого автомобиля, оказываются очень востребованы и в качестве "рабочей лошадки" у состоятельных клиентов. Ещё в начале 90-х выяснилось, что половина покупателей марки уже владели автомобилем от компании GM. Saturn оказался очень удобной машиной для повседневных поездок в городе и на работу благодаря расходу топлива меньше 9 литров на 100 километров в городском режиме . А в путешествие семья отправлялась на другой машине, в минивэне или джипе каком-нибудь. Тем не менее, Сатурны расходились как горячие пирожки: в 1991 году в сумме американцы купили 50 тысяч автомобилей этой марки, из которых 20 тысяч приходилось на купе, и с каждым годом спрос на них сильно рос.

В 1992 году машины марки Saturn начали поставлять в Тайвань. Забегая вперёд отмечу, что поставляли машины этой марки туда до 1996 года, причём на местном рынке были доступны как седаны, так и купе SC. В то же время у себя на родине, в США, машины марки Saturn вошли в десятку самых популярных (по версии журнала Motor Trend).

Saturn SL
Saturn SL

Тем не менее, на двух моделях долго вряд-ли получится продержаться. Поэтому Saturn в 1993 году добавляет в гамму универсалы серии SW и ещё одну машину:

Saturn SW

Год начала продаж: 1993

-10

Это семейный 5-дверный автомобиль, предлагавшийся в 2 комплектациях: с 8-клапанным (SW1) и 16-клапанным (SW2) двигателями. Построен на пространственной раме от седана SL, все без исключения детали передней части до средней стойки ему идентичны. За ней с седаном только задние двери такие же, остальное всё новое.

Saturn SW2
Saturn SW2

Вопрос с оформлением задней части решили очень неоднозначно. Стоп сигнал разместили прямо над нишей номерного знака ( Спойлер: ничего подобного в следующих моделях Saturn не будет), а размещение задних фонарей прямо противоречило тогдашнему стилю марки, ведь на седане и купе они располагались высоко над бампером. Опционал в SW1 и SW2 аналогичен SL1 и SL2 соответственно. Однако такой опции, как "люк в крыше", доступно не было - это была прерогатива соплатформенных седанов и купе...

Однако не универсалом единым. В том же году в линейке Saturn появляется купе с 8-клапанным мотором, которое получило название SC1. Версию с 16 клапанным мотором, выпускавшуюся уже третий год, в честь такого события переименовали в SC2.

Saturn SC1
Saturn SC1

Думаю вы уже заметили, что купе с двигателем на 85 сил отличается внешне от 124-сильного "собрата по кузову". И заключается это отличие в... передней части, по дизайну идентичной машинам из линеек SL/SW, то есть фары были обычные. На удивление она неплохо подошла купе, хотя SC2 по-прежнему выглядел и ездил гораздо круче. SC1 и оснащался беднее: вместо 15-дюймового литья на неё ставили 14-дюймовые штампы. И литьё, как и на других Saturn с 8-клапанным двигателем, аналогичному по технике купе не полагалось даже опционально. Да и колпаки по дизайну "чисто случайно" были такими же, как и на самых базовых SL! Хорошо хоть бампера в цвет кузова красили, да салон оставили таким же, как в SC2. К слову, теперь на обоих версиях купе дисковые тормоза перешли в список опций, хотя раньше для SC они были самой что ни на есть "базой".

В 1993 году с конвейера завода в Спринг-Хилле сходит полумиллионный автомобиль марки. Только в этом году же выпустили 244621 Saturn против 169959 в 1992.

В новом, 1994 году компания Saturn впервые решается провести модернизацию всего модельного ряда. Saturn SC, Saturn SL и Saturn SW всех модификаций получают новое торпедо вместе с центральной консолью. В плане безопасности произошел скачок вперёд вместе с появлением пассажирской подушки безопасности и изменением крепления передних ремней. Изменился также дизайн руля и обшивок.

Старый дизайн интерьера Saturn 1990-1993 годов.
Старый дизайн интерьера Saturn 1990-1993 годов.
Дизайн интерьера Saturn 1994-1995 годов.
Дизайн интерьера Saturn 1994-1995 годов.

Помимо этого, купе серии SC получили обновленную автоматическую трансмиссию с спортивным режимом.

Также была анонсирована спецверсия седана Saturn SL2 под названием "Homecoming Edition". Окрашивалась она только в белый цвет, эмблемы Saturn при этом окрашивали в чёрный вместо красного. Также эта версия оснащалась литыми дисками от купе SC2 , спойлером, АБС и дисковыми тормозами на 4 колёсах и электропакетом. В списке опций присутствовали автоматическая трансмиссия, люк в крыше, круиз-контроль и CD проигрыватель. Эта версия была выпущена тиражом в 3500 экземпляров и через несколько лет вновь вернётся уже во втором поколении S серии.

1994 Saturn SL2 Homecoming Edition
1994 Saturn SL2 Homecoming Edition

В 1995 году на смену старым Saturn SL и Saturn SW приходят новые машины 2 поколения:

Saturn SW и Saturn SL 2 поколения

Год начала продаж: 1995

Новый Saturn SL 1995 года. Спереди модель изменилась более радикально, чем кажется: бампер настолько сильно увеличили в размерах, что он стал примыкать прямо к передним фонарям. Которые, в свою очередь, также увеличили в размерах (перемычка между ними стала уже).
Новый Saturn SL 1995 года. Спереди модель изменилась более радикально, чем кажется: бампер настолько сильно увеличили в размерах, что он стал примыкать прямо к передним фонарям. Которые, в свою очередь, также увеличили в размерах (перемычка между ними стала уже).
Сзади новый SL стал выглядеть совсем по-другому. И стекло традиционной формы, и фонари переехали почти на уровень бампера.
Сзади новый SL стал выглядеть совсем по-другому. И стекло традиционной формы, и фонари переехали почти на уровень бампера.

Новое поколение седанов Saturn SL и универсалов Saturn SW начали выпускать в 1995 году под знаком 1996 модельного года. Эти машины остались на платформах от предшественников, зато дизайн очень сильно изменился благодаря абсолютно новым кузовам, которые стали прочнее благодаря выштамповкам по бокам кузова. Остроугольные формы окончательно уступили своё место модному в 90-е годы биодизайну: закруглили буквально всё, начиная с дверных ручек и заканчивая крышей. И только 2 передние прямоугольные фары с пластиковой перемычкой выдавали связь этого поколения с предыдущим. Дизайн всех колпаков и литых дисков был изменён, а салон на удивление принципиально не изменился внешне, хоть и обшивки/обивки были в очередной раз изменены.

Ещё в конце 1994 года, во время выпуска первого поколения Saturn S серии, мощность базового 8-клапанного двигателя подняли с 85 до 100 л.с. благодаря переходу с моновпрыска на мультивпрыск топлива, это было сделано к выходу нового поколения модели. 16-клапанный двигатель перешёл на новую машину без изменений и по-прежнему выдавал 124 лошадиные силы с 1.9 литров объёма. Комплектации и уровень оснащения не претерпели изменений по сравнению с предыдущим поколением, даже базовый SL по-прежнему был без пассажирского зеркала! Так что у седана остались версии SL, SL1 на 8-клапанном двигателе и SL2 на 16-клапанном, а у универсала версия SW1 с 8-клапанным двигателем и SW2 на 16-клапанном.

Saturn SW1 образца 1996 года. Дизайн универсала сзади не изменился до неузнаваемости, как в случае с седаном. Однако стоп сигнал переехал под заднее стекло, да и фары стали другой формы
Saturn SW1 образца 1996 года. Дизайн универсала сзади не изменился до неузнаваемости, как в случае с седаном. Однако стоп сигнал переехал под заднее стекло, да и фары стали другой формы

Что касается купе серии SC, то ему решили пока провести небольшой рестайлинг. Поменяли бампера, крышку багажника и колёсные диски, а на модификации SC2 ещё и дизайн задних фонарей - и готово дело! Жизнь первой генерации купе продлена ещё на 1 год...

Saturn SC2 1995
Saturn SC2 1995
Дизайн задних фонарей Saturn SC2 после рестайлинга 1995 года.
Дизайн задних фонарей Saturn SC2 после рестайлинга 1995 года.

На этом первая часть подходит к концу. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, если есть желание поддержать меня😎

#сатурн

#экзотика

#американский автопром