И насколько ранним оно должно быть? Имеет ли смысл отдавать ребенка на "развивашки", где обучают чтению, в два года? А в три? В пять-то уж точно нужно, иначе не успеет за остальными?
Сегодня мы отвечаем на эти вопросы, волнующие родителей очень и очень многих детей. Мы уже говорили на нашей странице о раннем развитии как таковом в целом цикле статей (интересующихся отсылаем к статьям "Раннее развитие: "после трех уже поздно"?", "Раннее развитие: так чему учить?", "Раннее развитие: школьные навыки"). Но нас часто спрашивают именно о чтении: с какого возраста всё же можно начинать учить ребенка читать?
И тут нужно определиться, что мы имеем в виду под обучением чтению. Если это целенаправленные и систематические действия, направленные на то, чтобы ребенок быстро, уверенно и четко читал полными словами, и исключающее игровые занятия, то такое обучение никак не может быть рекомендовано ранее 8-9 лет. Для детей до 7 лет (а для многих - и позднее!) ведущим видом деятельности является игра. Поэтому и обучение должно вестись в игровой форме. А играть "в буквы" можно с момента первого знакомства с ними. Напомним, что у нас есть материал про игры для развития речи.
Еще один ключевой момент психологии детей этого возраста: каждый ребенок - любопытный первооткрыватель по своей природе. Для того, чтобы малыш выучил буквы, достаточно повесить на видное место алфавит - желательно, красивый, красочный, с картинками и четко написанными буквами. Дальше природное любопытство всё сделает само - вопросы о том, что это такое, зачем буквы нужны и как они называются, вам обеспечены.
Начинать знакомство с буквами можно в любом возрасте. Многие родители почему-то боятся "слишком раннего развития", - мол, возникнет какая-то мифическая перегрузка мозга ребенка, а к школе он потеряет мотивацию и любовь к новым знаниям... Но, если мы говорим не о целенаправленном обучении, а просто о познании нового, то буквы и их названия тут ничем не отличаются от прочих понятий и слов, которые малыш узнает каждый день буквально десятками. Среди огромного потока информации, которую нужно узнать и выучить трех- или четырехлетнему малышу, чтобы успешно ориентироваться в этом мире, буквы и цифры составят лишь ничтожную часть. Поэтому не бойтесь - перегрузить мозг здорового малыша попросту невозможно. А вот интерес "убить" действительно можно - неправильным подходом к обучению, когда ни любопытство, ни игра не ставятся во главу угла.
Мы обязательно продолжим разговор о раннем обучении чтению в следующем материале - оставайтесь с нами!