Найти тему

Скучная классика: как понять и полюбить?

В наше время существует огромное количество музыкальных стилей и направлений, каждый человек волен сам выбирать, что ему слушать. Поп, джаз, рок, фолк, рэп и т.д., список можно продолжать ещё долго, особенно если учесть то, что крупные направления имеют огромное количество ответвлений.

Классическая музыка в этом огромном списке всегда держится неким особняком. Принято считать, что это вид элитарного искусства, который не доступен для широких масс. В этом, конечно, есть доля правды. Не каждый способен прослушать 40 минут симфонии, так ещё и удовольствие при этом получить!

Но надо сказать, что сейчас всё чаще идёт популяризация классических мелодий, удачно вставляемых в рекламные ролики и фильмы. Не нагружая мозг задачей "проникнуться до глубины души" такой непостижимой классикой, яркие фрагменты легко укладываются в память зрителя.

Необходимо понимать, что под словом "классика" в таких случаях подразумевается как правило вся инструментальная и симфоническая музыка, без чёткого разделения на направления, а их, между прочим, немало. Чаще всего мы слышим примеры из венской классики, романтизма, импрессионизма и неоклассики.

Так как же научиться слушать такую музыку, не засыпая на первых же минутах звучания? В первую очередь необходимо понимать, на каком уровне готовности к восприятию вы находитесь.

Если вы совсем новичок, который считает подобную музыку невыносимой нудятиной, но непременно желает разобраться, что же это за фрукт такой - начните с инструментальных композиций, лучше всего с миниатюр. Они имеют яркую, выразительную мелодию, которая легко ложится на слух (Л.В. Бетховен "К Элизе"; Ф.Шопен - ноктюрны, вальсы; Ф. Шуберт "Музыкальные моменты", П.Чайковский "Времена года"). Если вам все-таки ближе песня, то можно начать с романсов и вокальных циклов. Текст поможет раскрыть музыкальное содержание (Ф.Шуберт цикл "Прекрасная мельничиха", романсы П.Чайковского, С. Рахманинова). Начинать знакомство с симфонической музыкой лучше с программных сочинений* (Э. Григ "Пер Гюнт", К.Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна", П. Чайковский "Ромео и Джульетта").

(*программные сочинения - сочинения, которые подкреплены словесным содержанием. Важно понимать, что программа выступает лишь дополнением к музыке, а не как сюжет, который должнен досконально воспроизвестись в музыке).

Изучайте музыкальные направления и выбирайте то, которое вам ближе. Нет смысла зацикливаться на музыке барокко, если вам по душе импрессионизм.

Входить в мир классической музыки следует основательно и неторопливо. В идеале, помимо прослушивания, не лишним будет вникать и в теоретическую часть: знакомиться не только с программой произведения (если она есть), но и с биографией композитора; эпохой, в которую он жил. Это поможет понять, что из себя представлял человек, какая обстановка способствовала написанию того или иного произведения, почему он мыслил именно так, а не иначе. Может личность композитора покажется вам настолько отталкивающей, что вы совершенно не захотите знакомиться с его творчеством?

Конечно же, гораздо лучше, если у вас уже имеется опыт "контакта" с классической музыкой. Тогда можно переходить к более монументальным сочинениям (сонаты, концерты, симфонии, квартеты и т.п.).

Не стоит забывать и о театральных жанрах: опера, балет. Такая музыка хоть и идёт долго, но за счёт сценического действия пролетает мгновенно, её гораздо легче воспринимать.

В заключении нужно отметить, что начинать знакомство с академической музыкой лучше с раннего возраста, постепенно расширяя свой багаж знаний, ибо музыка и другие виды искусства идут в неразрывном контакте. Именно по этой причине многие не любят классику, ведь помимо музыки надо ещё много в чем преуспеть. В любом случае, даже если не случилось начать знакомство с детства, никогда не поздно начать.

Да, понять классическую музыку не всегда просто, зачастую это огромный интеллектуальный труд, но как говорил дедушка И.С.Бах:

"Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха."