Введение
Вот мы и дошли, наконец, до самого главного. В этой и последующих частях эссе я объясню на конкретных примерах причины взаимосвязи между аниме и русской классической литературой. Конечно, эта взаимосвязь касается, прежде всего, аниме-тайтлов в жанре сэйнэн. Эти аниме затрагивает серьезные, иногда мрачные темы, сложные моральные проблемы и «проклятые вопросы» человеческого существования. И этого много в нашей литературе. Но пока это общие фразы, поэтому давайте переходить к конкретике.
________________________________
Перед тем перейти к сути статьи, хочу напомнить вам о двух других своих блогах, на которые вы можете зайти через штрих-коды, а затем подписаться и следить за обновлением контента.
________________________________
1. Влияние реализма и романтизма.
С одной стороны, жить в таких обществах, как российское, жить всегда было интересно, но тяжело. По-настоящему достойным людям всегда было трудно прокладывать себе дорогу и преодолевать препятствия. При этом те, кто пытался решить проблемы за счет грубой силы на почве рыхлости общества, рабства большей части населения, сложных климатических условий, почти никогда не выходили победителями. А вот те, кто привык действовать от случая к случая, не выходя на открытый конфликт с господствующими силами, опирались на веру, интуицию, старания и стремления, сохраняя при этом честь и совесть, чаще добивались своего или, по крайней мере, не терпели полного фиаско.
Чтобы осмыслить трудности бытия, творцы её описывали, а люди читали, поэтому Россию считают словоцентричной страной. В России после краткого влияния классицизма закрепился реализм. В то же время большинство главных героев литературы 19 века (по инерции это продолжается в 20 веке) это – лишние люди или сверхлюди, и в этом отношении литература находилась под влиянием романтизма. В аниме дело обстоит похожим образом, об этом подробнее скажем ниже.
2. Мужчина не всегда сильный, а женщина часто вынуждена быть сильной из-за социальных обстоятельств. В искусстве играет роль не феминизм, а сильная воля женских персонажей.
То, что вытекает из первого пункта. На протяжении долгого времени в России женщины жили в условиях значительных ограничениях, и на протяжении всей жизни зависели от мужчин. Однако сами мужчины были встроены в жесткую иерархию отношений или вертикаль власти, как сейчас принято говорить. Они сами были в какой-то степени рабами существующих общественных отношений, тогда как женщины, находясь внизу иерархии и не испытывая настолько же сильного давления начальства, монарха, норм, регулирующих строгое подчинение вышестоящим, как ни странно обладали в чем-то гораздо большей свободой по сравнению с мужьями, сыновьями и братьями.
Многими людьми в разное время говорилось, что русская литературы – это собрание сильных женских характеров, хотя на первый взгляд так не кажется. Однако посудите сами. Татьяна из «Евгения Онегина» – волевой, последовательный и принципиальный человек в отличие от главного героя. Даже ее ранний поступок, когда она пишет Онегину письмо, поддаваясь искреннему чувству, говорит о том, что она не боится сильных страстей, отдается своей любви всерьёз, идет до конца, не боится рисковать своей репутаций. Онегин же при всем внешнем лоске и крутости пасует перед ней, прикрывается благоразумием и тем, что не придает ее письмо огласке. Зато когда она становится статусной и достигает влияния засчет выгодного замужества, он сам к ней бежит. И тут она показывает свое достоинство и верность долгу, тогда как он, видимо, так и будет мотаться по свету до конца жизни.
Я остановилась подробнее лишь на одном примере, а сколько их ещё? Княгиня Лиговская, многие героини Тургенева, Настасья Филипповна, Наташа Ростова (и другие женские персонажи «Войны и мира»). Их очень-очень много, хотя и мужчины харизматичные, за ними интересно наблюдать, и не редко в русской классике они показывают мужество и благородство. Но при этом они часто выступают героями романтического типа, а их отношения с женщинами отлично описано в эссе Николая Чернышевского «Русский человек на рандеву», когда слабый мужчина пасует перед сильной женщиной и самой жизнью. Написано было это эссе по следам повести Тургенева "Ася", где Чернышевский критикует главного героя повести за трусость и малодушие, а заодно и героев других авторов русской классике.
В аниме тоже вопрос долга зачастую стоит высоко, и героини оказываются сильнее героев. Мужчины пасуют и перед чувствами к героине, и перед выполнением наложенных на них обязательств. Наглядный, пример, – Синдзи Икари из «Евангелиона». Все героини испытывают страх, психологические травмы, последствия тяжелого детства. Мисато, Аска, Рей, Рицуко (на картинке слева на право), и мать Синдзи – Юи, все они, хоть и уязвимы, тянут на себе производственный процесс и находятся в авангарде борьбы. И даже деспотичный и жестокий отец Синдзи – Гэндо Икари тоже в какой-то степени слабый, ведь кроме как управлять корпорацией «Нерв» и контролировать научные исследования, он ничего толком не умеет, прежде всего, воспитывать и общаться с родным сыном, общаться с другими людьми, понимать их. Он в глубине души подавлен, уязвим и подвержен застарелой депрессии, только если Синдзи испытывает все эти трудности, и это бросается в глаза, у Икари-старшего они загнаны глубоко вовнутрь.