В 2020 году во всем мире было выпущено свыше 77 миллионов автомобилей. Огромная цифра, но она несколько уступает 2018 году, когда автомобилей было выпущено и вовсе около 97 миллионов штук.
Для сравнения, еще в 1990 году автомобилей выпускалось в 2 раза меньше (около 40 миллионов), а в 1950-м году мировой выпуск составлял порядка 10 миллионов штук.
Причем 8 из этих 10 миллионов произвели США. Вот что значит промышленный лидер и гигант!
Правда, столь жирные времена для Штатов остались в прошлом. В упомянутом 2020 году США произвели лишь 8,8 млн из общей цифры 77 млн автомобилей. То есть с 1950-го года США практически не ушли вперед.
Да, у них был 1999 год, когда они выпустили рекордные 13 млн, но с тех пор количество выпущенных авто плавно снижается. Вот что значит деиндустриализация и перенос производств в Азию и Латинскую Америку.
Всего на данный момент в мире насчитывается около 60 государств, в которых производятся легковые автомобили (это примерно 1/3 от всех государств планеты).
Среди этих стран есть такие, которые производят всего несколько тысяч автомобилей в год. Например, Азербайджан, Судан, Алжир, Австралия.
Конечно, такие мелкие страны-автопроизводители не имеют собственных марок авто и занимаются, в основном, сборкой моделей основных автогигантов планеты: Фольксваген, Пежо, Дженерал Моторс и т.д.
Например, в Египте есть заводы, собирающие даже нашу Ладу Гранту (там это довольно популярная модель).
Стран, которые производят (в т.ч. собирают) более 100 000 автомобилей в год на планете около 30-35 штук (число постоянно меняется, т.к. из года в год цифры плавают).
Стран, производящих около 0,5 млн автомобилей – примерно 20 штук. Среди них – Польша, Румыния, ЮАР, Индонезия и др.
15 стран в 2020 году произвели более 1 млн автомобилей. Замыкают этот рейтинг:
- 15 место: Чехия (1,15 млн)
- 14 место: Турция (1,3 млн)
- 13 место: Франция (1,31 млн)
- 12 место: Канада (1,37 млн)
- 11 место: Таиланд (1,42 млн)
- 10 место: Россия (1,43 млн)
Да, Россия входит в 10-ку мировых лидеров автомобилестроения. Рекордом для нашей страны стал 2012 год, когда было выпущено 2,2 млн новых автомобилей (это была 9 строчка мирового рейтинга).
А вот оставшиеся 9 стран, которые производят больше всего автомобилей в год:
- 9 место: Бразилия (2 млн)
- 8 место: Испания (2,26 млн)
- 7 место: Мексика (3,18 млн)
- 6 место: Индия (3,39 млн)
- 5 место: Южная Корея (3,5 млн)
- 4 место: Германия (3,7 млн)
- 3 место: Япония (8,07 млн)
- 2 место: США (8,8 млн)
Кто же на первом месте? Ну, ожидаемо – Китай. Только вот его цифра будет очень неожиданной для многих – безумные 25,2 млн автомобилей!
То есть Китай производит примерно 1/3 всех автомобилей мира. Больше, чем первые 10 строчек рейтинга вместе взятые!
И это при том, что в 1990-м Китай произвел всего 500 тысяч авто (против почти 10 млн в США). А в 1960-м китайские автопроизводители выпустили... 23 тысячи новых машин.
Это меньше, чем сегодня выпускает Сербия или Мьянма. Такой вот качественный скачок за несколько десятилетий. Кстати, был год (2017-й), когда Китай выпустил свыше 29 млн новых авто. Это был абсолютный рекорд всех времен и народов.
Что касается нашей страны, то, конечно, после ввода санкций автомобильная промышленность сильно пострадает. В отличие от Китая, который буквально пичкали инвестициями, переносили в него заводы и технологии, нашу страну, напротив, технологически ограничивают.
Даже Иран, как мы выяснили в прошлой статье, хоть и находится под жесткими санкциями, но обладает 25 компаниями-автопроизводителями, работающими совместно с Пежо, Ситроен, БМВ, Киа, Черри и т.д.
Это позволяет ему даже под санкциями выпускать сотни тысяч новых автомобилей в год (в 2011 он выпустил их 1,6 млн).
Для нас же придуманы санкции, которые отрезают нас от европейских и американский технологий. Поэтому выход тут только один – не надеяться на чужие технологии и создавать свои. Правда, путь этот очень тяжелый и я не знаю стран, которые прошли бы его самостоятельно быстрее, чем за 30-40 лет.
Да, автомобили уровня 1950-х годов или даже 1990-х мы создавать можем. Но современный автомобиль – это нечто большее и в полностью изолированном состоянии создать его крайне сложно. Но все-таки – можно.
Все упирается лишь в размеры рынков сбыта. Ведь если в разработку автомобилей, строительство заводов, подготовку кадров и т.д. будет вложено, скажем, 100 миллиардов – то потом эти миллиарды нужно будет заложить в стоимость авто. А если авто будет выпускаться мало (наш внутренний рынок не такой уж и большой), то в пересчете на одно авто разработка получается слишком дорогой.
Китай может себе позволить вкладывать миллиарды в разработку новых технологий, потому что его автомобили покупают по всему миру и эти миллиарды окупаются.
Вот если и у нас будут рынки сбыта на сотни миллионов человек, тогда и наша автомобильная промышленность попрет. В конце концов, создать машину не сложнее, чем истребитель Су-57. Просто Су-57 не должен окупаться, а автомобиль – должен. В этом вся загвоздка.
Так что приоритетная задача – искать рынки сбыта, что в наше время не так уж и просто (все давно захвачено европейцами, японцами, корейцам, американцами, а теперь еще и китайцами).
И все-таки определенные просветы в этой черной полосе имеются. Например, вполне может оказаться так, что без дешевого газа европейская промышленность просто обрушится и на мировых рынках освободится довольно немаленькая ниша.
Так же, например, как она образовалась после распада СССР, когда вся советская промышленность рухнула, а ведь когда-то треть мира летала, например, на наших самолетах...