Найти в Дзене

"12 стульев": Гайдай или Захаров?

Оглавление

Собственно, этот спор, наверное, будет вечным - пока есть те, кто любит и книгу, и кино. И, разумеется, у меня есть мои личные предпочтения - но я постараюсь их не раскрывать и быть объективным.

1. Большие мастера

Начну с того, что и Леонид Иович Гайдай (1923 - 1993), и Марк Анатольевич Захаров (1933 - 2019) были большими мастерами. И каждый из них, как крупный художник, безусловно, имел право на своё прочтение классики.

-2

-3

2. Звёздные составы

В обоих фильмах - мощные звёзды: актёры, композиторы, поэты.

Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Готлиб Ронинсон, Юрий Никулин.

Георгий Вицин (в роли Мечникова), Савелий Крамаров (в роли одноглазого шахматиста).

Александр Зацепин (музыка), Леонид Дербенёв (тексты песен).

Это "гайдаевцы".

Небольшую роль Коробейникова сыграл сам Леонид Гайдай
Небольшую роль Коробейникова сыграл сам Леонид Гайдай

Со стороны Захарова выступили:

Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Ширвиндт, Николай Старобогатов.

Георгий Вицин (в роли Безенчука), Савелий Крамаров (в роли Полесова).

Геннадий Гладков (музыка), Юлий Ким (в титрах - Михайлов; тексты песен).

-5

3. Линия Гайдая

Будучи мастером именно лёгкого жанра (который на самом деле очень трудный: написать роман легче, чем сочинить анекдот), Гайдай старался снимать эксцентрично, динамично. Понятно, что первоисточник должен был претерпеть изменения, вольности тут неизбежны.

Поэтому и "Иван Васильевич" Гайдая - это совсем не то же самое, что "Иван Васильевич" Булгакова. И "Не может быть!" - это тоже не буквальное следование Зощенко.

Мастер может. Именно потому, что мастер любит первоисточник, у него рождается вольное - и мощное! - его воплощение. Где буква может выглядеть очень причудливо, а дух чувствуется именно классический.

"Моонзунд" Александра Муратова.
"Собачье сердце" Владимира Бортко.
"Жестокий романс" Эльдара Рязанова.
"Остров сокровищ" Давида Черкасского.

Лёгкий (условно) юмор Гайдая оттеняют философские, с элементами даже трагизма, тексты Дербенёва. Поэтому даже в самых порой искромётных комедиях чувствуется какая-то щемящая нота. Леонид Петрович писал всегда мудро - и в самое сердце.

"Не видят люди друг друга, теряют люди друг друга..."

"И от страха всё быстрее песенку поют..."

"Тот, кто ждёт, всё снесёт, как бы жизнь ни била..."

-6

Это тот самый случай, когда двум медведям не было тесно в одной берлоге...

4. Линия Захарова

Что же касается Марка Захарова, то во всех его фильмах прослеживается одна очень интересная параллель. Там так или иначе есть личность героя. Причём, в той или иной степени герой - мистификатор, в чём-то борец, в чём-то авантюрист, в чём-то взрыватель устоев. И обязательно - в той или иной степени - он противостоит... не скажу обществу, но массе, толпе. Ну, давайте вспомним:

Барон Мюнхгаузен ("ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН")
Декан Свифт ("ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ")
Граф Калиостро ("ФОРМУЛА ЛЮБВИ")
Волшебник ("ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО")
Ланцелот ("УБИТЬ ДРАКОНА")
-7

Не случайно, думается, и композиторами в захаровских фильмах были такие... ну, тоже мистификаторы своего рода - Алексей Рыбников и Геннадий Гладков.

Соответственно, Захаровский Бендер (в исполнении Андрея Миронова) - это уже фигура эпическая, трагическая, в чём-то даже гамлетовская.

"Белеет мой парус, такой одинокий,

На фоне стальных кораблей..."

"Быть может, обманчив мой хрупкий идеал,

Но это свойство всех идеалов..."

(вообще, смелый посыл в эпоху развитого социализма).

Говоря о двух фильмах, конечно, не стоит забывать, что тут имеет место творческое соперничество не только двух режиссёров, - но как раз-таки и поэтов, и композиторов.
Кстати, пути Кима и Дербенёва однажды причудливо пересеклись. Об этом сам Ким писал в своей книге "Летучий ковёр". Дело в том, что когда снимался известный фильм "Чародеи", то текстовиком сначала пригласили именно Юлия Черсановича. И он с радостью включился в работу, написал почти сразу чуть ли не десяток текстов.
И эти тексты, что называется, не зашли. Ни режиссёру Константину Бромбергу, ни композитору Евгению Крылатову. Да, если бы, скажем, снимал Захаров или композиторами были Гладков, Дашкевич или Рыбников - всё, наверное было бы по-другому.
Что ещё раз подтверждает: лучше всегда своим работать со своими. Что, собственно в "Чародеях" и произошло: сроки поджимали, и Киму пришлось уйти с картины. Пригласили Леонида Дербенёва, с которым Крылатов был на одной волне. Работа сразу же пошла - и появился фильм, и те песни из него, которые мы все знаем.
-8

Что ж, на этом, пожалуй, закончу. В завершении скажу так: хорошо, что в жизни много мастеров. Хорошо, что они радуют нас своими творениями. И пусть так будет всегда. И пусть всегда те мастера, которые нас покинули, остаются живыми в нашей памяти.

И всё-таки: какие "Стулья" вам ближе (роднее, мягче): гайдаевские или захаровские?

Напишите об этом в комментариях. Если сможете написать от души, да ещё и с уважением к той ленте, которая для вас... чуть дальше - вообще будет прекрасно.

И не забываем ставить лайки и подписываться на канал. До новых встреч - уже скоро!