Найти в Дзене
ВМВ

Операция «Фрэнтик» - "Летающие крепости" в СССР. Часть II. «Фрэнтик II-VII» и разгром Полтавского аэроузла

В 6 часов утра 21 июня с британских аэродромов взлетели 163 американских бомбардировщика В-17 и 70 истребителей прикрытия «Мустанг». Двадцать В-17 и пять «Мустангов» из-за технических неполадок вернулись на базу. Налет на Берлин проводили не только эти соединения, но и другие, которые должны были вернуться на базы в Англии. Тут же интересна дальнейшая судьба самолетов, участвовавших в операции «Фрэнтик II». Первая часть о операции: Над Берлином 21 июня были сбиты 44 бомбардировщика В-17 и В-24 (из разных соединений). Кроме того, еще семь В-17 и семь В-24 совершили посадку в Швеции и были там интернированы. На пути на Украину перед американцами встал огромный грозовой фронт. Чтобы преодолеть его, янки произвели набор высоты, что вызвало перерасход топлива. Последовавший затем перелет через линию фронта на малой высоте привел к дальнейшему перерасходу топлива. Поэтому уже на подходе к Днепру двигатели некоторых самолетов начали останавливаться. Три «Летающие крепости» сели в Жулянах (се

В 6 часов утра 21 июня с британских аэродромов взлетели 163 американских бомбардировщика В-17 и 70 истребителей прикрытия «Мустанг». Двадцать В-17 и пять «Мустангов» из-за технических неполадок вернулись на базу. Налет на Берлин проводили не только эти соединения, но и другие, которые должны были вернуться на базы в Англии. Тут же интересна дальнейшая судьба самолетов, участвовавших в операции «Фрэнтик II».

Первая часть о операции:

Операция «Фрэнтик» - "Летающие крепости" в СССР. Часть I. Начало и «Фрэнтик I»
ВМВ17 июля 2022

Над Берлином 21 июня были сбиты 44 бомбардировщика В-17 и В-24 (из разных соединений). Кроме того, еще семь В-17 и семь В-24 совершили посадку в Швеции и были там интернированы.

-2

На пути на Украину перед американцами встал огромный грозовой фронт. Чтобы преодолеть его, янки произвели набор высоты, что вызвало перерасход топлива. Последовавший затем перелет через линию фронта на малой высоте привел к дальнейшему перерасходу топлива. Поэтому уже на подходе к Днепру двигатели некоторых самолетов начали останавливаться. Три «Летающие крепости» сели в Жулянах (сейчас это аэропорт «Киев»), две машины – в Борисполе, одна – в Вышеве и одна – в Дайменовке, в 8 км восточнее Пирятина. Один «Мустанг» приземлился в Киеве, на Школьном аэродроме. Недалеко от Киева один из шедших на посадку В-17 атаковала пара советских истребителей Як, и американский стрелок открыл по ним огонь. Позже американцы заявили, что из-за ошибки в пилотировании один из нападавших самолетов разбился.

В результате преодолеть все преграды и благополучно приземлиться в заданном месте удалось 137 «Летающим крепостям» и 63 «Мустангам».

Американские летчики не могли знать, что, когда они летели высоко в небе над Восточной Европой, за ними тенью следовал одинокий дальний бомбардировщик Xe-177, пилотируемый лейтенантом Гансом Мюллером.

Мюллер пристроился к В-17, вместе с ними снизился до высоты 200 метров и сделал превосходные снимки группы аэродромов. В ту же ночь около 180 бомбардировщиков Hе-111 сбросили до ста тонн бомб на полтавские аэродромы и при этом не потеряли ни одной машины.

На следующий день начальник 1-го отдела СМЕРШ подполковник Баранов доложил о результатах налета:

«В отражении налета принимали участие 24 зенитных орудия среднего калибра, 32 – малого и 26 пулеметов ДШК. Участвовали также зенитная артиллерия танковой части Россиянова – 24 малокалиберные зенитки, и истребительная авиация 310-й истребительной авиадивизии, совершившая 17 вылетов. Израсходовано снарядов: среднего калибра – 8500 шт., малого – 13 000 шт., патронов ДШК – 6000 шт. В распоряжении ПВО имелись 19 прожекторов, в том числе 4 радиоуправляемых, и одна РЛС типа СОН-2».

Из доклада начальника Главного управления контрразведки СМЕРШа комиссару госбезопасности 2-го ранга Абакумову:

«Миргород: сгорела одна “Аэрокобра”, УТИ-4 – 1, УТ-1– 1, повреждено “Аэрокобр” – 12, американцев раненых и убитых нет. Убиты – 6 чел., ранены – 27 чел., из них один гражданский. Горючего сгорело 370 т. Аэродром засыпан мелкими бомбами, зажигалками.
Пирятин: уничтожено бензина – 30 т, ранены 6 чел., американцев раненых и убитых нет.
Данные за 22.06.1944 г. по аэродрому Полтава: уничтожено – “Летающие крепости” – 44, С-47 – 2, “Лайтнинг” – 1, повреждено: “Летающие крепости” – 25, Як-9 – 15, Як-7 – 6, “Харрикейн” – 1, У-2 – 3, сгорело бензина – 360 т, уничтожено авиабомб – до 2000. Американцев убито – 1, ранено – 15, наших убито – 31, ранено – 88 (в число раненых и убитых входят и бойцы ПВО)».
-3

Это был полный разгром.

-4

10 июля американский посол Гарриман обратился к наркому иностранных дел Молотову со специальным посланием. Там говорилось: «Недавний немецкий налет… свидетельствует о том значении, какое немцы придают нашим операциям в этой стране. Из интенсивности налета видно, что немцы постараются воспрепятствовать продолжению наших операций в Советском Союзе. Власти Соединенных Штатов считают поэтому важным, чтобы базы были оборудованы новейшими средствами защиты. Имея это в виду, мы предлагаем, чтобы оборона баз была усилена путем включения эскадрильи ночных истребителей Соединенных Штатов с радиолокационными установками, а также некоторого количества тяжелого зенитного оружия. Также управляемого при помощи самого последнего типа радиолокационных установок. Защита баз будет еще более улучшена, если самолеты смогут быть… рассредоточены. Для этого было бы желательно иметь одну дополнительную базу где-либо между Пирятином и Киевом.

-5

Для осуществления вышеизложенного предложения мое правительство просит о согласии Советского правительства на пересмотренную программу, по которой требуются в целом 8900 американских офицеров и солдат, одна дополнительная база, которая включает в себя следующие главные элементы: 1 эскадрилья, 1 уменьшенная ремонтная база с соответствующими службами, 1 оперативная группа из трех эскадрилий, 1 батальон обслуживания и грузовик квартирмейстера, 1 часть для управления ночными истребителями, 3 батальона 90-мм зенитных орудий с радиолокационным управлением, 1 рота подвоза боеприпасов».

Сталин явно не желал иметь на Украине 10 тысяч американских военнослужащих. На западе Украины шла война, на территории Украины, Белоруссии и Польши польские националисты готовили операцию «Буря» – захват Варшавы, Вильно и других городов при подходе к ним частей Красной Армии. В итоге советское правительство отказало американцам в разрешении на ввоз в СССР большого авиационного персонала.

Так что до середины июля 1944 г. вопрос о продолжении операции «Фрэнтик» оставался не решенным. На конференции союзников в Казерте, в Италии, разгорелись жаркие споры, в результате победила точка зрения генерала Спаатса – продолжать налеты силами одних истребителей, не подвергая риску тяжелые бомбардировщики, до усиления ПВО Полтавского аэродромного узла.

Операция «Фрэнтик III» началась 22 июля. Участники операции блокировали румынский аэродромный узел Базау – Зилестия, откуда немецкие истребители взлетали на перехват «Либерейторов» и «Летающих крепостей», а в это время основные силы 15-й американской воздушной армии бомбили нефтепромыслы Плоешти. Соединение Строзера из 73 «Лайтнингов» и 41 «Мустанга», по данным пилотов, уничтожило 41 самолет противника на аэродромах и 25 – в воздухе, а 23 вражеских самолета повредило. При этом потери составили пять «Лайтнингов», еще один истребитель совершил вынужденную посадку на территории СССР.

Операция «Фрэнтик IV» началась 31 июля 1944 г. На перелете из Италии на Украину истребители попали в сильный грозовой фронт, что сказалось на их техническом состоянии. В результате программа работы этих истребителей с советских авиабаз была сокращена. Так, с Полтавского аэродромного узла они выполнили всего два рейда – это были первые операции, проведенные исключительно в интересах Красной Армии.

4 августа 42 «Лайтнинга» и 35 «Мустангов» нанесли удар по немецкому аэродрому вблизи Фокшан, уничтожив семь и повредив шесть вражеских самолетов и три паровоза. Они обстреляли железнодорожный состав с войсками и шесть зенитных батарей. Потери союзников при этом налете составили пять самолетов, еще семь совершили вынужденную посадку на освобожденной советскими войсками территории.

6 августа 26 «Лайтнингов» и 27 «Мустангов», то есть все оставшиеся боеспособные самолеты соединения «Фрэнтик IV», нанесли удар по аэродрому Зилестия, после чего перелетели в Италию.

В этот же день, 6 августа, на смену вылетевшим с Полтавского аэродромного узла в Италию самолетам 15-й воздушной армии США из Англии на Украину направились 78 «Летающих крепостей» и 64 «Мустанга» 8-й американской воздушной армии под командованием полковника Грэхэма, чтобы принять участие в операции «Фрэнтик V». Соединение отбомбилось по авиазаводу Рамеле в Польше, где выпускались «Фокке-Вульфы». Две «Летающие крепости» из-за технических неполадок вынуждены были вернуться на английские авиабазы, а остальные отлично выполнили задание, сбросили 446 пятисотфунтовых бомб, которые уничтожили два сборочных и один ремонтный цех завода, а также семь складов, ангары и другие производственные постройки.

-6

7 августа 55 бомбардировщиков и 29 истребителей союзников сбросили на нефтеперерабатывающий завод в Тржебине, в Польше, 828 двухсотпятидесятифунтовых бомб. Остальные десять «Мустангов» и две «Летающие крепости», вылетевшие с Полтавского аэроузла, вернулись на авиабазы по техническим причинам.

8 августа генерал Спаатс приказал соединению «Фрэнтик V» в составе одной «Летающей крепости» и 55 «Мустангов» вылететь в Италию, а по дороге нанести еще один удар по аэродромам Базау – Зилестия. Над целью завязался бой с 35 немецкими истребителями, в результате которого один «Мессершмитт» был сбит.

1 августа в рамках операции «Буря» Армия Крайова по приказу эмигрантского лондонского правительства начала восстание в Варшаве. Советское командование не было предупреждено о начале восстания.

Американское и британское правительства решили помочь Армии Крайова поставками по воздуху. Вообще говоря, по плану крайовцы должны были захватить несколько аэродромов, на которые прибывали бы грузы от союзников, а также и польские части, находившиеся на Западе, под контролем лондонского правительства. Однако им не только не удалось захватить аэродромы, но даже и всю Варшаву – часть районов продолжали удерживать немцы.

Рузвельт попросил у Сталина разрешение использовать советские аэродромы для переброски по воздуху грузов в Варшаву.

Сталин четко высказал свое отношение к Армии Крайовой в письме к Рузвельту и Черчиллю от 22 августа 1944 г.: «Рано или поздно, но правда о кучке преступников, затеявших ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна».

13 августа генерал Спаатс передал Уэлшу радиошифровку:

«Планируется сброс оружия полякам в районе Варшавы. Мы предлагаем перенацелить “Фрэнтик VI” на выполнение этой задачи. Силы должны быть смешанными и состоять примерно из 70 бомбардировщиков и 100 истребителей. 50 бомбардировщиков сбросят грузы, остальные будут бомбить аэродромы в окрестностях Варшавы. В операции заинтересованы высокопоставленные персоны. Прошу ответить как можно быстрее».

В тот же вечер, в 23 ч. 30 мин., заместитель Уэлша Кален сообщил генерал-майору Перминову, что «планируются бомбардировка одного из аэродромов в ближайших окрестностях Варшавы и пересечение линии фронта на высоте не более 500 футов [около 200 м] над Варшавой или строго на юг от города вечером 15 или 16 августа». Он просил Перминова срочно высказать мнение советской стороны, по какому именно аэродрому должен быть нанесен удар. О намерении сбросить грузы не было сказано ни слова.

И только через 20 часов Уэлшу, уверенному, что русские с большим подозрением относятся к активности американцев в районе Варшавы, удалось убедить Спаатса и Дина сказать Перминову правду. Советская сторона отреагировала мгновенно: американского посла Гарримана вызвали в Наркомат иностранных дел и прямо сообщили, что Советский Союз не согласен с использованием «Фрэнтик VI» для снабжения повстанцев. В результате рейд отложили. Американское правительство, уже взявшее на себя определенные обязательства перед поляками, оказалось в деликатном положении. Но все дипломатические демарши были тщетны. До сентября шли препирательства между лидерами Большой тройки. Наконец Сталин санкционировал очередной план предстоящей акции, предупредив Гарримана, что на сброс грузов он согласия не дает.

11 сентября наконец началась операция «Фрэнтик VI». На бомбежку военных заводов в городе Хемниц, в 100 км южнее Берлина, из Англии вылетели 75 «Летающих крепостей» В-17 в сопровождении 64 «Мустангов». На цель были сброшены 345 фугасных и 241 зажигательная бомбы, весом по 500 фунтов. Одна «Летающая крепость» и два «Мустанга» из-за полученных повреждений совершили вынужденную посадку на советской территории, а остальные машины благополучно достигли Полтавского аэроузла.

14 сентября 73 «Летающие крепости» и 55 «Мустангов» вылетели в Италию, по дороге разбомбив сталеплавильные и оружейные заводы в Диосжоре, в Венгрии. Истребителей ПВО немцев в воздухе замечено не было.

12 сентября Сталин согласился на сброс оружия полякам в ходе челночных полетов. Самое интересное, что американцы сами оказались не готовыми к проведению подобной масштабной операции.

Только 15 сентября соединение «Фрэнтик VII» из состава 8-й американской воздушной армии вылетело с британских авиабаз. Однако встретившийся на пути грозовой фронт вынудил самолеты вернуться в Англию, при этом разбилось два «Мустанга». Несмотря на плохое начало, эта операция состоялась. 18 сентября 110 «Летающих крепостей» наконец-то вылетели из Англии и взяли курс на Варшаву. Три бомбардировщика и девять истребителей по техническим причинам вернулись, а остальные благополучно сбросили грузы, предназначенные крайовцам. Правда, к тому времени те контролировали лишь небольшую часть города, и из американской помощи им почти ничего не перепало. Из сброшенных с высоты 5000 метров 1248 контейнеров только 10 % (16 тонн) досталось восставшим. Остальные попали в руки немцев. Зенитная артиллерия сбила одну «Летающую крепость», много самолетов было повреждено, в бою с «Мессершмиттами» потеряно два «Мустанга». К вечеру соединение «Фрэнтик VII» село на аэродромы Полтавского узла.

На следующий день, 19 сентября, все боеспособные американские самолеты – 93 «Летающие крепости» и 62 «Мустанга» – вылетели в Италию, по пути разбомбив паровозоремонтный завод и узловую станции Жолнок, в Венгрии.

Так закончилась операция «Фрэнтик». Чтобы более не возвращаться к Варшавскому восстанию, замечу, что оно закончилось 2 октября 1944 г. капитуляцией крайовцев, которые даже не пожелали пробиться навстречу частям Красной Армии.

За время полетов с грузами для восставших из итальянского аэропорта Бари 138-я польская эскадрилья британских Королевских ВВС потеряла 32 бомбардировщика «Галифакс» и 234 члена экипажей. Этот составило 90 % всех самолетов, летавших 23 ночи в Варшаву. Два южноафриканских звена бомбардировщиков потеряли 24 из 33 «Либерейторов». Эти потери были тем более не оправданными, поскольку из-за удаленности Варшавы от места старта самолеты могли взять на борт ограниченное количество груза. Лишь 40 тонн оружия и боеприпасов сумели получить поляки по этому воздушному пути.

Что же касается Полтавского аэродромного узла, то с конца 1944 г. он использовался авиацией союзников, но только для транспортных самолетов.

Видео на канале "ВМВ":

Источники данных и изображений : Aviation History, Германия под бомбами союзников. 1939–1945 гг., Москва 2008. http://www.airwar.ru/, https://en.wikipedia.org/, https://waralbum.ru/

Другие материалы на канале "ВМВ" на близкие темы :

Почему 100-ю бомбардировочную группу на B-17 называли "Кровавая сотая" ?

Настоящий "Черный четверг" для авиации США. Рейд B-17 8-й Воздушной армии -Швайнфурт II и 26 % боевых потерь.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг.

СКОЛЬКО ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПОТЕРЯЛИ СССР И ГЕРМАНИЯ В БОРЬБЕ ДРУГ С ДРУГОМ ?

Много ли врали немецкие асы ?

Сколько, когда и с какой целью ? Самолето-вылеты советской авиации в Великой Отечественной войне в 1941-45 годах

Наглядное отображение Курской битвы. Силы и потери сторон, неоднозначные выводы.

Цена похода на Восток. Немецкие потери на Советско-германском фронте.

Глаза советского верховного командования. Разведывательная авиация и дальние разведчики СССР в ВОВ.

ПОЧЕМУ УДАРЫ «ШТУК» БЫЛИ СТОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ?

Высотный дизельный разведчик Люфтваффе Ju-86R и история его перехвата, как самый высотный бой ВМВ

Дальние самолеты разведчики Германии Второй Мировой войны.

Разведывательная авиация и дальние разведчики СССР в ВОВ.