Найти тему

A-10 Thunderbolt II: Введение, разработка

Фирма "Fairchild" спроектировала медлительный и угловатый самолет непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, главным назначением которого являлось уничтожение бронетехники противника.

Изначально самолет А-10 предназначался для доставки к целям большого количества авиационных средств поражения.
Изначально самолет А-10 предназначался для доставки к целям большого количества авиационных средств поражения.

В конце 80-х годов дальнейшая судьба штурмовика А-10 представлялась неопределенной, но война в районе Персидского залива в 1990-1991 годах показала, что самолет, несмотря на свои сравнительно небольшую скорость полета и приличные размеры, вполне способен успешно действовать в условиях насыщенного средства ПВО поля боя. Критики самолета всегда отмечали, что его броня и высокая маневренность на малых высотах отнюдь не гарантируют выживание летчика и самого штурмовика под огнем средств ПВО. Однако разработанный для боевого применения на насыщенном средствами ПВО европейском театре военных действий Thunderbolt II на практике доказал несостоятельность подобных заявлений.

В ходе операции «Буря в пустыне» самолеты Warthog (такое прозвище А-10 Thunderbolt II получил в войсках) быстро завоевали популярность среди личного состава сил вторжения и прессы. Сухопутные войска часто просили заменить выполнявшие задания по непосредственной авиационной поддержке истребители-бомбардировщики F-16 штурмовиками А-10А. Штурмовики А-10А принимали участие в боевых действиях на Балканах в конце 1990-х годов, с 2001 года они работают в Афганистане, а с 2003 года – снова в Ираке.

Новая концепция

История самолета А-10 уходит в годы, предшествовавшие началу войны США во Вьетнаме, когда на вооружение ВВС США вынужденно были приняты поршневые штурмовики авиации ВМС США Douglas A-1 Skyraider, которые использовались для непосредственной поддержки сухопутных войск и обеспечения поисково-спасательных операций. Как показал опыт Вьетнама, малоскоростные поршневые штурмовики выполняли задачи непосредственной авиационной поддержки с гораздо большим эффектом, чем реактивные истребители F-100, F-4 и F-105.

Первый модернизированный А-10С поступил на вооружение 71-й тактической истребительной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Муди, штат Джорджия. Самолеты А-10С используется в Ираке и Афганистане.
Первый модернизированный А-10С поступил на вооружение 71-й тактической истребительной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Муди, штат Джорджия. Самолеты А-10С используется в Ираке и Афганистане.

Удары, наносимые реактивными самолетами, не отличались высокой точностью. Для выполнения подобных заданий также пытались использовать многоцелевые легкие самолеты вроде Helio U-10 и North American OV-10, но они не имели защиты от огня средств ПВО.

В сложившихся условиях ВВС США инициировали программу самолета АХ (Attack Experimental), предназначенного для замены самолета А-1 Skyraider. Высший приоритет в технических требованиях к самолету отдавался не скорости ( хотя она должна была быть выше, чем у А-1), а прочность и надежности. Требовался сравнительно простой самолет, способный нести значительную боевую нагрузку на большом количестве пилонов, обладавший высокой выживаемостью на поля боя и великолепной маневренностью в области малых высот и малых скоростей полета. Дополнительно оговаривалась возможность базирования на аэродромах с полосами длиной порядка 1200 м, так как предполагалось, что в случае любой европейской войны крупные авиабазы с длинными ВПП будут быстро выведены из строя. Длина полосы в 1219 м в требованиях оговаривалась как максимальная для взлета самолета АХ с максимальной полезной нагрузкой.

В варианте с уменьшенной нагрузкой самолет должен был взлетать с ВПП длиной 300 м. Сегодня такие требования выглядят излишне оптимистичными, но 1960-е годы возможность их достижения считалась реальной. Перспективный самолет должен был «выживать» в условиях современного боя, что повлекло за собой необходимость наличия бронезащиты и дублирования жизненно важных бортовых систем. На начальном этапе проектирования самолет виделся как аппарат с двумя турбовинтовыми двигателями, крылом с великолепной несущей способностью, простым, надежным и ремонтопригодным.

Разработка

Официально разработка самолета АХ началась в июне 1966 года. ВВС США 6 марта 1967 года разослало запрос предложений в адрес 21 авиастроительной фирмы. 2 мая 1967 года для дальнейшей работы были отобраны предложения фирм «General Dynamics», «Grumman», «Northrop» и «McDonnell Douglas». Выбор в пользу крупных фирм был сделан неслучайно, ибо только их мощные финансовые и научные ресурсы могли обеспечить решение непростых задач компоновки на самолете брони, топлива, бортовых систем, решения сложнейших вопросов выживаемости над полем боя.

В 1980-1990 годах не исключалась снятие с вооружения ВВС США самолетов А-10А, тогда же функции штурмовиков были несколько расширены- часть штурмовиков доработали в самолеты передового авиационного наведения.
В 1980-1990 годах не исключалась снятие с вооружения ВВС США самолетов А-10А, тогда же функции штурмовиков были несколько расширены- часть штурмовиков доработали в самолеты передового авиационного наведения.

Большинство проектов предусматривало разработку самолета с двумя турбовинтовыми двигателями в размерах реактивного бомбардировщика Martin B-57 при стоимости одного экземпляра на уровне 1.5 млн долларов США. В 1969 году ВВС США изменили свои требования в части размеров и стоимости самолета: меньший самолет при цене на уровне 1 млн долларов США. А в качестве силовой установки теперь рекомендовались двухконтурные турбореактивные двигатели. При этом ТРДД можно было разместить ближе к продольной оси самолета, снизив асимметрию тяги в случае отказа одного их них. Установленные ближе к оси двигатели также проще было экранировать деталями конструкции планера для снижения тепловой заметности самолета.

Новый «Hog»

Штурмовик А-10А времен холодной войны был спроектирован вокруг специально для него созданной пушки General Electric GAU-8 Avenger. Вооружение самолета в виде комбинации данной пушки и управляемых ракет «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick отлично сработало во время войны в районе Персидского залива в 1991 году. В то же время в Афганистане и Ираке 2000-х годов штурмовиками пришлось действовать не столько по автомобилям и бронетехнике на поля боя, сколько поражать мелкие группы живой силы в городских и в сельской местности. Здесь требовались новые, высокоточные боеприпасы.

Самолет способен на малых скоростях выходить на очень большие углы атаки, что обеспечивает ему отличные маневренные качества- ключ к выживанию в условиях поля боя европейского театра военных действий времен холодной войны, перенасыщенного средствами ПВО. Отличная маневренность самолета пришлась очень кстати в горах Афганистана и на просторах Ирака, где самолеты наносили удары по противнику, находившемуся в непосредственной близости от сил коалиции.
Самолет способен на малых скоростях выходить на очень большие углы атаки, что обеспечивает ему отличные маневренные качества- ключ к выживанию в условиях поля боя европейского театра военных действий времен холодной войны, перенасыщенного средствами ПВО. Отличная маневренность самолета пришлась очень кстати в горах Афганистана и на просторах Ирака, где самолеты наносили удары по противнику, находившемуся в непосредственной близости от сил коалиции.

В 2005 году «Warthog» вступил в цифровую эру- в небо впервые поднялся модернизированный А-10С. Приборное оборудование А-10С выполнено по принципу «стеклянной кабины». Самолет оснащен приемником спутниковой навигационной системы, в ассортимент боевой нагрузки введены корректируемые по спутниковой навигационной системе авиабомбы, а также корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Подписывайся,ставь лайк, пиши комментарии. Скоро выйдет следующая часть про А-10.