Найти в Дзене
Дмитрий Никулочкин

На пленэр — в X век!

Нынешний год объявлен Годом культурного наследия народов России. При поддержке Салаватской картинной галереи художники южных городов Башкирии на протяжении последних лет активно выезжают на пленэры. Творческие встречи проводятся в живописных уголках региона и на промышленных предприятиях. Недавно, 2 июля, их очередной проект состоялся в Ишимбайском районе, в старинном селе Скворчиха. Там имеется своеобразный портал в прошлое: воссозданное новгородское подворье X века. Оно и стало новым местом притяжения деятелей искусства.

Участники пленэра
Участники пленэра

УНИКАЛЬНОЕ ПОДВОРЬЕ

История возникновения Скворчихи трактуется по-разному: по одним данным, её основали в 1742 (1745) году, по другим — в первой половине XIX века при Верхоторском медеплавильном заводе. Своё имя она получила в честь помещицы Татьяны Осиповны Скворцовой. Старожилы утверждают, что окрестные деревни Татьяновка и Осиповка также названы в её честь. Несмотря на солидный возраст, поначалу Скворчиха кажется обычным селением. Однако всё меняет уникальное древнеславянское подворье, возникшее здесь несколько лет назад. Максим Сувернев, студент истфака Стерлитамакского филиала БашГУ, с детских лет увлекался историей. Он решил воссоздать картину прошлого и в 2018 году ещё будучи школьником построил на родительском участке точную копию древнерусской избы X века. Рядом с ней появились овин и землянка — и всё по старинным технологиям. Частокол из заострённых брёвен придал комплексу завершённый вид, а за палисадом молодой человек соорудил кузницу и нашёл место для огорода.

Художники с большим интересом согласились поработать в необычном уголке русской культуры. Картинная галерея г. Салавата выступила организатором встречи. Заведующий учреждением Татьяна Пирковская и экскурсовод Лилия Василова раньше всех прибыли в историческую реконструкцию. Татьяна Сергеевна объяснила, что эту площадку специально выбрали в рамках Года культурного наследия.

— Лето для художников — самая желанная пора, время творческих поездок и возможность трудиться на пленэре — открытом воздухе. Для них рисовать с натуры — это всегда радость. Радость открытия, в первую очередь, себя, своих ощущений и эмоций от встречи с прекрасным творением — природой, — добавила искусствовед.

Подворье объединило мастеров кисти из Ишимбая (Надежда Вавилова, Вера Шаригина, Ильшат Даутов, Марат Губайдуллин), Салавата (Ренат Халиуллин, Ильнур Ильясов, София Сергейчева) и Мелеуза (Дарья Ковалец, Василий Исаев). Максим Сувернев вместе с друзьями Андреем Захаровым, Артёмом Бекмеметьевым и Татьяной Чуприяновой встретил гостей в национальной одежде и пригласил на экскурсию в своё детище. Обстановка была настолько правдоподобной, словно машина времени перенесла всех в тот период, когда наше государство ещё только зарождалось.

— Славянскими острогами я заинтересовался лет в 14, — вспоминает Максим Сувернев. — Это пришло от моей бабушки, она очень много рассказывала о старинном быте. И с тех пор вот уже шестой год увлекаюсь историей своего народа. Здесь построены различные хозяйственные сооружения, жилой дом, огород. Хутор разрастается и принимает максимально исторический вид. Его облик мы воссоздаём по новгородским находкам, находкам севернорусских земель. Это точная копия дома, который был тысячу лет назад.

Максим Сувернев показывает предметы экспозиции подворья
Максим Сувернев показывает предметы экспозиции подворья

В небольшой, но вместительной избе Максим рассказал о быте древних славян и обратил внимание на важнейшие предметы экспозиции. Он сообщил, что освоил кузнечное и гончарное дело, обучился литью цветных металлов, выжиганию угля, стеклоделию по аутентичным технологиям, резьбе по дереву, пчеловодству и обрёл другие навыки. Разводит кур, выращивает старинные растения — всё для того, чтобы подворье не превращалось в музей, а отражало реальную атмосферу X века.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Автор комплекса любезно передал его в распоряжение гостей на весь день, а сам со своими соратниками погрузился в хозяйственные дела. Художники устроились поудобнее, приготовили инструменты и приступили к творчеству. Татьяна Чуприянова стала героиней нескольких этюдов.

— Мне нужно её лицо для будущей картины, чтобы прочувствовать ту эпоху, — говорит Надежда Вавилова. — К сожалению, мало времени, чтобы углубиться и порисовать всех. Я пока ещё не поняла, что буду писать, но ребят, наверное, точно. Может быть, даже у огня. Может быть, по мотивам Ивана Купала. Я ещё не знаю…

Надежда Вавилова пишет портрет Татьяны Чуприяновой
Надежда Вавилова пишет портрет Татьяны Чуприяновой

Надежда Артемьевна поразилась, с каким трепетом молодёжь относится к своим корням, а Ренат Халиуллин даже почувствовал, что находится на съёмках фильма:

— То, что мы сегодня видим, превзошло все ожидания, — восхищается Ренат Хуснуллович. — Я думал, мы посетим музей с витринами, со старой утварью X века. А здесь — музей под открытым небом! Ты внезапно оказываешься во дворе старинного жилища. Но при этом присутствуешь не как зритель, который со стороны смотрит чей-то сценарий, а становишься участником этих действий. Тебя окружают лица в национальной одежде того века, и ты вливаешься в эту массу. Ребята как на подбор после большого кастинга! Молодые люди в народных костюмах вписываются настолько органично, что девушку можно без грима снимать в кино.

Ренат Хуснуллин почувствовал, что находится на съёмках фильма
Ренат Хуснуллин почувствовал, что находится на съёмках фильма

А вот Ильнур Ильясов похвалил Татьяну за доброту:

— Я нарисовал портрет карандашом — и он сразу получился — значит, хороший человек, — улыбается он. — Мне здесь очень нравится. Расслабляющая, уютная обстановка. Я как будто медитирую.

Ильнур Ильясов с портретом Татьяны Чуприяновой
Ильнур Ильясов с портретом Татьяны Чуприяновой

Художник признался, что ищет свой стиль в живописи. Не так давно при поддержке мэра города Игоря Миронова он отреставрировал в Салавате скульптурные композиции «Наука и космос» и «Мать и дитя». Кстати, в тандеме с Софией Сергейчевой. Она тоже поделилась своими ощущениями:

— Знала, что едем в Скворчиху, но было большой неожиданностью попасть на реконструкцию славянского быта. Я заинтригована, так как сама интересуюсь башкирским костюмом, люблю народный фольклор и традиционную одежду разных национальностей.

София Сергейчева с зарисовкой Татьяны Чуприяновой
София Сергейчева с зарисовкой Татьяны Чуприяновой

Дарья Ковалец долго искала подходящий сюжет:

— На относительно небольшой территории сконцентрировано множество интереснейших вещей, и остановиться на чём-то одном непросто. Для первого этюда я выбрала избу. Тем более, на крылечке нам позировала девушка в воссозданном костюме X века. Что-то удалось «ухватить», а остальные моменты можно будет дописать уже по фотографиям дома. И, конечно же, вернуться сюда ещё. Место настолько удивительное, что оно никого не оставляет равнодушным, — убеждена художница.

Дарья Ковалец долго искала сюжет
Дарья Ковалец долго искала сюжет

Вера Шаригина «спряталась» в овине. В этом году она стала мамой в четвёртый раз, но искусству по-прежнему уделяет особое значение. Между прочим, она-то и подсказала идею провести пленэр в этом подворье.

— Здесь тенёк, прохладно, — говорит она. — Много стульев — удобно с грудным ребёнком, и меня особо не видно. Я ведь кормлю малыша грудью — и он то и дело меня отрывает от любой работы. А когда зашла сюда и села, то разглядела, что здесь любой уголок живописен. В каждом собраны разные предметы старины. Мой дед Сергей Николаевич, ветеран войны, всю жизнь был плотником. Я выросла в Ромадановке и частенько заглядывала к нему в мастерскую, играла с молотком, забивала гвозди. Там были деревянные колёса, гнутые хомуты и много чего ещё. А тут, в овине, я увидела колеса, как в моём детстве, растрогалась: ну как не изобразить? Да ещё и плуг, и самодельные корзины…

Вера Шаригина спряталась от всех в овине
Вера Шаригина спряталась от всех в овине

Художники периодически отдыхали от творческого процесса за общим столом, пели песни, играли на гитаре. И даже успели покосить траву в поле. Вадим Шаригин, муж Веры Степановны, накормил всех вкусным пловом и ухой собственного приготовления.

Изначально пленэр должен был пройти не только у Максима Сувернева, но и в Свято-Варваринском женском монастыре. Но людей настолько увлекла историческая атмосфера, что ко второй части программы перейти просто не успели. Однако несколько человек всё же поехали в монастырь. Они посетили храм, где хранятся мощи Варвары Скворчихинской, набрали воды из святого источника. Марат Губайдуллин остался здесь писать этюд.

— Когда я приехал в Скворчиху, передо мной стояла цель написать церковь. Хоть я и бываю тут часто, храм и природа не перестают удивлять своей красотой в любую погоду. Мой ракурс был интересным: солнечная погода, да и выбранное место — безлюдное, спокойное и усыпанное полевыми цветами. Яркие лучи солнца позволяли рассмотреть в архитектуре всю конструкцию в целом. Писал маслом на холсте. Для усиления контраста и создания настроения использовал широкие мазки и насыщенный цвет мастихином, — рассказывает Марат Баязитович.

Марат Губайдуллин остался писать церковь
Марат Губайдуллин остался писать церковь

«БЕРЛОГА» ВМЕСТО АМБАРА

Время пролетело незаметно, и художники неохотно начали собираться домой. Оказалось, что недалеко от подворья есть ещё один необычный объект — мастерская «Берлога» Антона Войнова. С давних времён он увлекается резьбой по дереву, хотя его основная профессия совсем другая. Марина Сувернева пригласила всех посмотреть работы этого самобытного автора.

— В школе я занимался геометрической резьбой, — вспоминает Антон Николаевич. — Но спустя 20 лет решил попробовать вырезать фигуру. Так и увлёкся этим старинным народным промыслом. Также изготавливаю ложки и иногда панно. Свою мастерскую сделал из старого амбара, в котором раньше хранилось зерно. Это просто хобби, работаю от случая к случаю, когда позволяет время.

В мастерской Антона Войнова
В мастерской Антона Войнова

Художники даже не подозревали, что рядом живёт такой замечательный мастер, и порекомендовали ему участвовать в выставках.

День выдался очень насыщенным и подарил незабываемые впечатления. По словам Татьяны Пирковской, в этом году намечено ещё несколько пленэров. Вероятно, следующей локацией станет село Ишеево в Ишимбайском районе, где художники познакомятся с башкирским бытом. Не секрет, что Салават в последние годы заметно преобразился, а такие творческие поездки только укрепляют его культуру.

ДМИТРИЙ НИКУЛОЧКИН.
Фото автора.
Специально для газеты «Выбор» г. Салавата (№ 20 от 15 июля 2022 г., С. 11).

#дмитрий никулочкин #ишимбай #салават #мелеуз #пленэр #скворчиха #культура #искусство #художники #арт