Страстная седмица имеет большое значение в жизни каждого христианина. Чистый понедельник — начало последней недели Великого поста перед важным для верующих праздником — Пасхой.
Многим уже известно, чем в наше время верующие занимаются в этот особый день: они читают Библию, посещают церковь, убираются в доме и в целом начинают готовиться к наступающему празднику.
Однако откуда же все эти обычаи пошли и что делали в эту особую пору наши предки? Ведь на Руси вера была крайне важной частью жизни для каждого человека. В этой статье мы попробуем в этом разобраться.
Старинные традиции и правила
Миро
Каждый год утром в Великий понедельник в церквях и храмах традиционно начинали варить миро. Весь процесс длился примерно три дня. Миро — специальное ароматическое масло, служащее для церковных обрядов и освещения храмов. Такая традиции символизирует милость, которую просят у Бога все его подданные.
Очищение
Во первый день седмицы на Руси не только очищались внутренне, то есть с помощью молитв и покаяния, но также и снаружи. Обязательным событием считался поход в баню, смена грязной одежды на чистую и, конечно же, полная уборка в доме. Праздник было принято встречать в полной чистоте.
Особое меню
Несмотря на то, что Страстный понедельник как бы означал "начало конца" поста, строгие правила по приему пищи все равно намного усиливались. В этот день нельзя было обедать, лишь перекусывать черным хлебом, квасом или сухарями. На завтрак и ужин меню было немного другим. Было разрешено употреблять разные супы, гарниры и прочее, но все равно следовало придерживаться принципа трапезы без мяса, рыбы и молочных продуктов.
"Во время поста и пища проста", - Народная поговорка.
Запреты
Обычно на Руси никто никогда не относился к посту несерьезно, ведь для русского человека искренняя вера всегда была неотъемлемой частью жизни и никому не приходило в голову нарушить пост. Таких людей просто переставали принимать в обществе. Однако основным "табу" в Страстный понедельник считались громкие гулянья и пения. В это время не было место веселью, а лишь глубокому смирению.