Найти тему

Рецензия на книгу. Сара Перри. "Змей в Эссексе"

Жанр: Современная проза, мистика

Год выхода: 2016

Оценка: 2 из 5.

О чем: Конец XIX века, научно-технический прогресс набирает темпы, вовсю идут дебаты по медицинским вопросам. Эмансипированная вдова Кора Сиборн после смерти мужа решает покинуть Лондон и перебраться в уютную деревушку в графстве Эссекс, где местным викарием служит Уилл Рэнсом. Уже который день деревня взволнована слухами о мифическом змее, что объявился в окрестных болотах и питается человеческой плотью. Кора, увлеченная натуралистка и энтузиастка научного знания, не верит ни в каких сказочных драконов и решает отыскать причину странных россказней. Она считает, что змей — попросту неизвестный науке вид пресмыкающегося, который нужно описать для научных целей. Викарий же видит в панике, охватившей его паству, угрозу вере и потому тоже стремится как можно скорее выяснить правду. Двигаясь к истине с разных сторон, убежденные противники оказываются вовлечены в странную и таинственную историю. Изящный, умный, с литературной игрой роман принимает самые разные обличия — то детектива, то любовной истории, а то и романа нравов. Сара Перри ловко балансирует на грани между викторианским и модернистским романом: в ее романе читатель найдет и остроумных диккенсовских нищих, и любовные сцены (да, точь-в-точь Лоуренс), и поэтичные описания природы, которые по стилистике, пожалуй, ближе к Гамсуну или Тургеневу. Перри не следует какой-то одной традиции: она ее переосмысляет. При этом роман не оставляет впечатления стилистической или сюжетной мешанины – скорее, это фантазия на исторические темы, но фантазия полнокровная и живая.

Начнем с определения жанра. Это совершенно точно не ужасы, не мистика и даже не мистический детектив. Обложка позиционирует книгу как интеллектуальный роман. Что ж, возможно, однако следует указать уровень интеллекта читателя (18+??? Это оно?). Больше всего роману подойдет определение "современная проза", потому что по факту, это просто не самые захватывающие события из жизни персонажей, которые нравятся автору но, судя по многочисленным отзывам, не нравятся читателю.

И сразу закроем вопрос со змеем, которым заманивает аннотация. О змее вспоминают раз в 100 страниц и то достаточно вяло, никакой тайны и загадки не будет. Змей - это просто повод хоть как-то оправдать данный поток сознания.

И так как в основном мы будем изучать со всех сторон персонажей и "наслаждаться" тем, как они гуляют и пьют чай, то, собственно, вот с кем придется проводить время.

Кора. Главная героиня, она же роковая женщина всея романа. Якобы жертва долгого брака с ненавистным мужем, который ее бил и унижал, при этом ровно через 5 минут после смерти указанного мужа откатывается до замужней версии себя и начинает бегать в калошах по полям и клеить всех встречных мужиков (на этом подробнее остановимся). Следов душевной травмы не наблюдается. В начале книги мнит себя натуралистом и собирает на бережку аммонитов, но и автор, и Кора об этом быстро забывают. В наличии сын от ненавистного мужа, на которого Коре по барабану, но иногда она испытывает чувство вины по этому поводу (редко). Развитие персонажа по ходу повествования отсутствует.

Священник. Данного персонажа Кора "цепляет" в деревне в Эссексе (это там где змей) под предлогом то ли изучения, то ли поимки данного змея. Священник имеет трех детей, больную чахоткой жену, но встречает Кору, они так проникаются друг к другу (прям вот как-то сразу), что обжимаются на глазах у жены и всей деревни, а под конец - как апофеоз - в наличии весьма отвратительная (вот ей богу) сексуальная сцена на лугу под деревом. Чувства вины по данному факту никто не испытывает. Счастливая пара не соединяется по причине того, что жена священника так и не умерла, и все вдруг вспомнили, что полюбовничать посреди поля в викторианской Англии как-то неприлично (да, кстати, все происходит в викторианской Англии).

Врач. Безраздельно влюблен в Кору, перед которым она крутит хвостом полкниги. Когда наконец-то признается в своих чувствах, Кора отбривает его тем, что "она не такая". И да, вскорости произойдет вот та самая полевая сцена. Врач от безраздельной любви к Коре переспал с ее компаньонкой. Не ищите логики, ее здесь нет.

Компанионка. Марксистка-ленинистка-феминистка и эмансипированная женщина. Есть подозрение, что тоже влюблена в Кору, от безраздельной любви к которой спит с врачом. Тоже та еще звезда: крутит попутно с другом Врача и пациентом Врача. Борется за права угнетенных и выманивает деньги из друга Врача на новую жилплощадь Пациенту врача. Ну фиг ли, феминистка же...

Сын Коры. Странный мальчик, который собирает камешки, перышки и прочую лабуду. Никому не нужен, шатается где попало и когда попало.

Жена священника. Поначалу милая женщина, но от чахотки у нее едет крыша, она начинает видеть все в синем цвете, собирать вещи синего цвета. Очень радуется, когда муж у нее на глазах обжимается с Корой. Под конец книги сыплет долгими цитатами из Библии, от которых и так уже вскипающий мозг читателя кипит еще больше.

Есть еще второстепенные персонажи, но о них вообще сказать нечего.

Собственно, все. Сюжета как такового нет, развития персонажей нет. В конце паноптикум разбредается по своим городам/селам, из которых приехали в самом начале.

Намедни сей сомнительный шедевр был экранизирован в виде сериала, в главных ролях Клэр Дэйнс и Том Хиддлстон. Оценки у сериала так себе, что и понятно - с таким невнятным сюжетом далеко не уедешь при всем желании.

#современнаяпроза #мистика #рецензиянакнигу #экранизациикниг