16 июля 1945 Сталин прибыл в Берлин для участия в Потсдамской конференции. Как глава СССР прибудет на конференцию, было окружено строжайшей тайной. Сталина встречали на аэродроме, но глава СССР приехал в немецкую столицу на поезде. На вокзале, посол США в СССР Гарриман, который находился среди встречавших спросил Сталина, приятно ли ему оказаться победителем в Берлине.
— Царь Александр до Парижа дошел, — невозмутимо ответил Сталин.
Ему сразу предложили поехать в концлагерь Заксенхаузен, в котором погиб его сын Яков Джугашвили. На что сразу получили сталинский ответ: «Я приехал сюда не по личным делам». При этом Сталин отказался и ехать смотреть на останки Гитлера. Он полностью сосредоточился на переговорах, от исхода которых зависело будущее устройство мира.
Одним из самых любопытных моментов Потсдамской конференции была дискуссия между Сталиным и Черчиллем о разделе германского флота. Глава СССР заговорил о получении Союзом доли германского флота. Черчилль, для которого наличие сильного флота «не у Великобритании» совершенно недопустимый факт, попытался поставить вопрос об уничтожении германских боевых кораблей.
«Сталин… Только один вопрос: почему г-н Черчилль отказывает русским в получении их доли германского флота?
Черчилль. Я не против. Но раз вы задаете мне вопрос, вот мой ответ: этот флот должен быть потоплен или разделен.
Сталин. Вы за потопление или за раздел?
Черчилль. Все средства войны – ужасные вещи.
Сталин. Флот нужно разделить. Если г-н Черчилль предпочитает потопить флот, – он может потопить свою долю, я свою долю топить не намерен.
Черчилль. В настоящее время почти весь германский флот в наших руках.
Сталин. В том-то и дело, в том-то и дело. Поэтому и надо нам решить этот вопрос»
В итоге, несмотря на постоянные попытки затянуть или отложить решение этого вопроса, на конференции было принято решение, что Советскому Союзу передается третья часть немецкого военного и торгового флота, за исключением подводных лодок, большая часть которых будет потоплена. Однако не надо думать, что раз главы США и Великобритании что-то пообещали и с чем-то согласились, то эти договоренности потом соблюдались.
Это же англосаксы…
5 августа 1945 года Сталин отправился на поезде в Москву. На следующий день США сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Гарри Трумэн прямо из Потсдама отдал приказ применить атомное оружие против Хиросимы. В этом городе практически не было японских сил ПВО, потому, что в нем не было военных объектов, и город до этого американцы не бомбили. Но применение нового смертоносного оружия должно было случиться после окончания конференции. Пока же президент США решил «как бы» мимоходом рассказать Сталину о наличии «бомбы» у союзников. Логика Трумэна была простой – узнав об этом, глава СССР наверняка станет податливым и мягким. Протоколы конференции и воспоминания очевидцев свидетельствуют о том, что позиция Сталина не изменилась ни на йоту. На нажим он не поддался.