Первые евгеники считали, что одного интеллекта для успеха недостаточно — требуются ещё усердие и самодисциплина, которые составляют “характер”. Измерить характер им также было нечем, однако они полагали, что у высших классов характер сильнее, чем у низших, и что дисгеничная рождаемость ведёт к ухудшению характера. Сегодня существует множество способов оценить то, что психологи называют “сознательностью”, например, с помощью письменных тестов, которые дают на удивление непротиворечивые и надёжные результаты. Сознательность действительно коррелирует с классовой принадлежностью и — как и интеллект — в очень значительной степени наследуется. Изучение наследуемости интеллекта у близнецов и приёмных детей показывает, что изменчивостьсознательности на две трети обусловлена генами и на треть окружением. Например, при работе с приёмными детьми было установлено, что психопатия (как противоположность сознательности) биологической матери в три раза точнее предвещает психопатию ребёнка, чем с