21 апреля на большие экраны вышел российский фильм «Казнь». Картина является дебютным полнометражным проектом клипмейкера Ладо Кватании, который ранее работал над музыкальными видео для Хаски, Oxxxymiron, Манижи и группы «Ленинград». А ведь когда клипмейкер идет в большое кино может получится настоящий шедевр. Возьмем к примеру Илью Найшуллера и его проекты «Хардкор» и «Никто». Смог ли Кватании также успешно дебютировать в полном метре? Ответ: да. Мы посетили предпремьерный показ картины и готовы рассказать, почему «Казнь» - это фильм, которого так давно не хватало русскому кинематографу.
Традиционно начинаем с сюжета, который поделен на семь глав, но не грехов и представляет собой нехронологическую историю, которая охватывает два временных промежутка: конец 80-х и начало 90-х. В 1991 году следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) собирается праздновать свое долгожданное повышение, ведь именно он смог поймать серийного убийцу, который с особой жестокостью расправлялся с молодыми женщинами. Торжество омрачается появлением новой жертвы, на которой невооруженным взглядом видно почерк того самого маньяка. Неужели из-за роковой ошибки следования был казнен невиновный человек? Давыдову предстоит вновь взяться за дело, которое приняло новый оборот, ведь в этот раз жертве удалось выжить, и она дала показания. Следователи отправляются на место, указанное девушкой, дабы искупить свою вину и поймать настоящего убийцу. Что может пойти не так?
Чем дальше в лес…Начало фильма дает зрителю понятную и простую установку: закрытое дело на деле не закрыто, маньяк на свободе, следователи следуют (простите за тавтологию) за настоящим убийцей. Нелинейное повествование дает же возможность взглянуть на ту или иную ситуацию под новым углом. Сюжет рассказывает то о настоящем, то проваливается в прошлое, кидая при этом зрителю ответы на те или иные вопросы, которые складывают разбросанные кусочки в цельную картину. Запутанная история неспешно распутывается, не оставляя после себя ни одной недосказанности, показывая зрителю то, что он должен в определенный момент увидеть. «Казнь» похожа на одну из тех страшных картин, на которую чем дольше смотришь, тем больше замечаешь жутких деталей. Это не простой детектив, где сначала зрителю показывают убийцу, а потом уже рассказывают, как его поймали. Создатели делают акцент не на самой убийце, а на его деяниях и как они повлияли на того или иного человека, каждый из которых принимает ситуацию по-разному. Цельная картина фильма и представляет собой пять стадий принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, не смотря на то что глав в фильме семь.
Прогнившая система. Фильм хорошо показывает то, что любой, даже самый честный человек своего слова, может стать тем, кого он ранее презирал, тем с кем он боролся. Прошлое показывает Давыдова как человека полного энтузиазма, специалиста, которого выбрали на серьезное дело и отправили в чужой город в помощь расследованию. У него за плечами стоит не менее серьезное дело: ему удалось поймать «Шахматиста», который насиловал и убивал детей, подвешивая их голыми на деревьях. Для Давыдова раньше главным было то, чтобы родители больше не теряли своих детей. Но это было тогда. Со временем следователь, взрастив свое ЧСВ, чувствуя свое превосходство над провинциальными коллегами, начинает вести дело, не обращая внимания на детали, пытаясь как можно быстрее закрыть его, выдвигая раскрываемость дел на первый план. Даже когда Давыдов снова встречает «Шахматиста» перед его казнью, тот говорит, что следователь сильно изменился и добавил что будь он таким в прошлом, то не смог бы его ни за что поймать. Фильм поднимает проблему, которая актуальна и по сей день. Мы не хотим ругать советское воспитание, но все же там часто проскальзывает боязнь того, что скажут о тебе и твоей семье остальные. «Казнь» показывает такую категорию людей, которым статус превыше всего. Они не разведутся с нелюбимой женой даже если есть целый ворох любовниц, ведь репутация на работе испортится. Они закроют дело быстрее, даже если версии расходятся, чтобы статистка была достойной. В фильме показывают полностью прогнившую систему и не самую приятную сторону милиции, где есть взятие невиновных.
Яркие герои того времени. Никакой хорошо написанный сюжет не сможет раскрыться без таких же хорошо написанных героев. Герои здесь яркие, порой отталкивающие и очень многогранные. Сразу и не понятно кто из них – хороший парень. Если вы хорошо думали про человека в начале фильма, то это не вариант, что вы останетесь того же мнения в его конце. Фильм позволяет посмотреть на ситуацию как глазами следователей, так и жертв и даже самого убийцы. Особый акцент создатели сделали именно на серийнике, который всем своим видом и поведением показывает, что у этого человека явно не порядок с головой. Плешивый, зажатый, смотрящий на мир через толстые очки, он напоминает печально известного Чикатило. На деле зрители видят собирательный образ советского серийного маньяка, так как создатели рассмотрели дела всех советских душегубов и сделали своего. Детали – то что делает этот фильм необыкновенным. Создатели с особой тщательностью воссоздали эстетку советского времени через проживающих тогда людей и окружающих их предметов. Создается особая, душевная, но все же очень пугающая атмосфера.
«Казнь» можно назвать одним из лучших российских фильмов последних лет. Это мрачная, и очень глубокая история о преступлении и неизбежном наказании.