Найти тему
Доктор online

Художник Гюстав Курбе: месье скандал

Жизнь начинающего художника была печальна: в его мансарду вела хрупкая лестница в сто четыре ступени, отапливалась комната железной печкой, и к утру в ней было холодно, как в погребе.

Гюстав Курбе питался каштанами и конской колбасой, обед в дешевом ресторанчике казался праздником, но парижские модистки были восхитительны, да и молоденькие натурщицы отказывать не привыкли.

Гюстав Курбе
Гюстав Курбе

Когда Гюстав был мальчишкой, он хотел лишь бегать по полям родного Орнана и охотиться на птиц, а вовсе не учиться. Это расходилось с намерениями его отца, который всю жизнь провел в неустанных трудах. Режи Курбе был большим оригиналом: все время что-то изобретал: то паровой плуг, то сверхмощную веялку, то работающий от ветра виноградный пресс

Машины обходились в огромные деньги и при этом даже работали - но совсем не так, как хотел изобретатель. Плуг зарывался в землю, веялка норовила оторвать ноги тому, кто ею управлял. В результате изобретения Режи Курбе заканчивали жизнь в сарае. Но он не терял присутствия духа.

"Послеобеденный отдых в Орнане"
"Послеобеденный отдых в Орнане"

Единственного сына папаша Курбе решил определить в юристы, а Курбе-младший усиленно сопротивлялся. Отец настоял на хорошем образовании и отправил Гюстава в Королевский колледж в Безансон, который привел парня в уныние. Физика, геометрия и латынь, скверная кормежка, холодные спальни, суровые учителя - все это было невыносимо. С Безансоном его примиряли только уроки рисования.

Гюстав страстно хотел стать художником, а для этого надо было ехать в Париж. С таким же успехом он мог проситься в Бразилию - отец не жалел денег лишь на свои изобретения. И все-таки отца он переупрямил: Режи Курбе отпустил сына в столицу и согласился выслать деньги. Родительских дотаций хватило на жилье и скудный стол.

"Раненый человек", автопортрет Гюстава Курбе, 1854 год
"Раненый человек", автопортрет Гюстава Курбе, 1854 год

И вот он в Париже... Юноша обожал терпкое вино и темноволосых девушек. Он совершенно не нуждался в том,что другие называли "любовью". Она казалась чем-то опасным и непонятным, лишающим воли и причиняющим страдания.

Среди множества натурщиц, модисток, продавщиц, позировавших ему светских дам - всех, кто исчез из памяти, не оставив в ней заметного следа, были и те, кто растревожил его сердце.

...Ее звали Тереза Аделаида Бине, и она была портнихой. Они познакомились в одном из парижских ресторанчиков. Все началось как обычно, но ухаживание было непривычно долгим: они гуляли по утреннему Парижу, встречая рассвет на набережной, и даже говорили о женитьбе.

"Автопортрет с чёрной собакой", 1842 год
"Автопортрет с чёрной собакой", 1842 год

Он искренне этого хотел и не собирался обманывать Терезу: в том, что приключилось, его вины не было. Она забеременела, а он жил как и прежде - глупо было было посвящать себя семье, когда у тебя только стало что-то получаться в профессии.

Гюстав ложился за полночь и рано вставал, день просиживая за мольбертом, а по вечерам развлекался с друзьями. Денег по-прежнему не было, а критики не желали признавать его гениальность. Тереза несколько раз напоминала, что ребенку нужен отец, потом ей это надоело и она, собрав вещи, уехала к родителям, в родной Дьепп - там и родила.

"Порыв ветра"
"Порыв ветра"

С сыном Гюстав виделся всего несколько раз и не слишком об этом жалел. Мысль о том, что у него могла быть другая, обустроенная жизнь, с нормальным домом, где его бы ждали жена и сын, время от времени начинала грызть душу, но потом проходила.

Потом в его жизни случалось многое. В него влюбилась одна из заказчиц, титулованная дама, и какое-то время об этом говорил весь артистический Париж. Дамочка даже хотела бросить мужа.

Но главной страстью художника оказалась подруга американского художника Джеймса Уистлера: пожалуй, это больше всего походило на то, что называют любовью. Впервые Джоанна позировала Уистлеру для портрета "Симфония в белом №1, девушка в белом" в его парижском ателье на бульваре Батиньоль. В течение следующих шести лет она была его возлюбленной и моделью Уистлера.

В одном из писем к Анри Фантин-Латуру в 1861 году Уистлер так описал Джоанну:

"Я пытался придать ей выражение! на самом деле, мой друг! действительно выражение - если бы я только мог описать ее голову - у нее прекраснейшие волосы из тех, что ты когда-либо видел! рыжие, не золотистые или медные - как венецианка в моих мечтах! - кожа золотисто-белая или желтая, если ты этого желаешь..."

Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Ко времени знакомства с Джоанной Курбе уже стал известен. Талант и упорство взяли свое: он ни у кого толком не учился, а мастерства набрался копируя картины в Лувре.

Курбе называл своим учителем Карла Карловича Штейбена, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, постоянно проживавшего во Франции.

Сначала над его работами смеялись: краски казались непривычными, раздражало скрупулезное следование реальности. Критики воротили нос от лиц его горожан и заплат на крестьянских штанах: грубой реальности не место в искусстве.

Но он не отступал, его рука становилась тверже, глаз - острее. Со временем недоброжелатели поняли - этот малый станет большим художником.

Карикатура Шама, опубликованная в сатирическом журнале Le Charivari 7 апреля 1851 года "Художественная выставка 1852 года. После того как месье Курбе окончит школу, [в Салоне] в 1852 году будут представлены только картины с крестьянами"
Карикатура Шама, опубликованная в сатирическом журнале Le Charivari 7 апреля 1851 года "Художественная выставка 1852 года. После того как месье Курбе окончит школу, [в Салоне] в 1852 году будут представлены только картины с крестьянами"

А одаренного Джеймса Уистлера критики откровенно презирали: его уделом были газетные оплеухи и нищета. Курбе познакомился с Уистлером и его подругой на морском курорте в Трувиле и вскоре увел у него статную рыжеволосую красотку.

Ее звали Джоанна Хиффернан, парижская богема прозвала ее "ирландкой Джо". С ней он узнал, какой мучительной может быть привязанность к умной и обворожительной женщине.

Он привык работать как лошадь, напиваться и проводить время с друзьями. Женщины в его мире возникали время от времени и так же быстро уходили - ни одна не выдерживала густой смеси из табачного дыма, aбceнта и рассуждений о философии Прудона. Но расстаться ирландкой Джо он не смог, и ему пришлось приноравливаться к ее вкусам.

"Прекрасная ирландка (портрет Джо)", 1866 год
"Прекрасная ирландка (портрет Джо)", 1866 год

Друзья держались за животы: "Нашего Гюстава держит на коротком поводке бaбa!" Рестораторы осуждающе качали головами - им не нравилось, что Курбе перестал сорить деньгами и устраивать веселые кутежи.

Папаша Курбе был приятно удивлен: сын привез на родину, в Орнан очаровательную женщину, дело, того и гляди, окончится свадьбой. У Джо были богемные привычки: она вставала в полдень, и любила разгуливать по дому полyгoлoй, но Курбе-старший и его супруга готовы были смириться даже с этим. В это время Джоанна позирвала Гюставу для картины "Спящие".

"Спящие"
"Спящие"

Все погубило то, что Джо и Гюстав были вылеплены из одного и того же теста. Даже при самом легком нажиме они вспыхивали, как серные спички. Ей не нравилось, что он каждый вечер навеселе, его раздражало, что на нее засматривался всякий встречный бездельник, а она даже не думала опускать бестыжие глаза.

Ссоры происходили бурно: брошенные об пол чашки разбивались на тысячи осколков, спавшие в другом крыле дома старики Курбе прятали головы под подушки и шумно вздыхали.

"Отчаявшийся человек (автопортрет)", 1843-45 г.
"Отчаявшийся человек (автопортрет)", 1843-45 г.

Через несколько месяцев Джоанна собрала вещи, села в дилижанс и покатила в Париж. Он бросился следом. Там их роман разгорелся с новой силой. Но в итоге они все равно расстались.

Aбceнт - замечательная штука, а на то, что он разушает печень и сушит мозг, настоящие мужчины плюют. Нет, женщинам все-таки нельзя верить! Он окунулся в искусство.

"Боже мой, как это безобразно!", - кричали в голос на его выставках. Курбе отправил на выставку картину "Похороны в Орнане".

"Похороны в Орнане"
"Похороны в Орнане"

Куртуа, художественный критик писал: "Картина вызывает одно желание - не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа".

Картина Гюстава Курбе "Купальщицы" вызвала негодование императора Наполеона III, который в знак своего возмущения демонстративно отхлестал (!) полотно плеткой.

"Купальщицы"
"Купальщицы"

Удивить искушенный Париж обнаженной натурой было сложно. Но Гюставу это удалось! Публику шокировал и возмутил неприглядный реализм фигуры простой крепкого телосложения женщины с грязными пятками.

Обнаженная женская натура по канонам изящных искусств должна вызывать у зрителя только эстетические чувства. А тут "даже крокодил потерял бы аппетит" - злословили критики.

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я” ?" - возмущался Александр Дюма-сын.

Перед скандальной картиной ""Происхождение мира"
Перед скандальной картиной ""Происхождение мира"

Но злые критики не видели еще его две самые скaндальные картины "Происхождение мира" и "Спящие". "Происхождение мира" была выставлена только спустя 120 лет. А полотно "Спящие", ставшее достоянием общественности в 1872 году, вызвало очередную бурю негодования.

В 1871 году пришедшую к власти Парижскую коммуну Гюстав Курбе встречает с распростертыми объятиями. Это чувство - взаимно: при новой власти известный оппозиционер Курбе становится кем-то вроде комиссара по культуре. Молодые, не желающие писать по аадемическим канонам художники считали его своим вождем. "Великий и ужасный Курбе"!

Он руководил низвержением Вандомской колонны - памятника варварству, отлитого из австрийских и русских пушек, взятых в битве под Аустерлицем.

Вандомская колонна
Вандомская колонна

Курбе высказывался за снос колонны, производящей "впечатление кровавого ручья в мирном саду", и за то, чтобы перенести этот памятник на эспланаду Дома инвалидов и установить на пустынном месте, посещаемом главным образом военными. Во время Коммуны Курбе был близок к осуществлению своей мечты. Но общественное мнение Парижа потребовало полного уничтожения колонны.

После падения Коммуны Курбе отсидел по приговору суда полгода в тюрьме. Палата депутатов приговорила его к штрафу. Он получил иск на триста двадцать три тысячи франков, необходимых для восстановления колонны. Таких денег у него не было, художник был практически нищим.

В конце жизни художник был вынужден бежать из Франции в Швейцарию. Это было грустно. Ему хотелось уснуть и проснуться в своей берлоге на улице Отфей, как следует поработать, а потом заглянуть в любимый ресторанчик и поболтать с друзьями.

Гюстав Курбе. Пейзаж с рекой
Гюстав Курбе. Пейзаж с рекой

Он вспоминал свой милый старый дом над сонной речкой Лу, к которому можно было причалить на лодке. Когда парижский Салон присудил ему золотую медаль, то родной город встречал его с музыкой. Ему надоела идиллическая Швейцария, и приветливые, но равнодушные швейцарцы...

В 1877 году 58-летнего художника не стало. Теперь его картины стоили огромных денег. Но наследникам это не принесло счастья. Курбе все завещал сестре Жульетте. Вторая его сестра Зоэ подделала завещание, долго судилась и окончила свои дни в сумасшедшем доме. Терезы не было уже в живых, а их единственный с Гюставом сын Эмиль сгорел в одночасье от пнeвмoнии.

След прекрасной ирландки Джо затерялся где-то в Лондоне. Жульетта посвятила жизнь памяти брата и ее квартира на улице Вожирар превратилась в музей Курбе.

О величии Курбе заговорили и те, кто когда-то писал о полной его бездарности. В 1919 году тело Гюстава Курбе перезахоронили в его любимом Орнане и церемония прошла с большой помпой.

#гюстав курбе #история #джоанна хиффернан