Как черное превращается в белое: технология зомбирования

629 прочитали
Как можно внушить человеку, что черное - это белое? Добиться, чтобы внушаемый не верил собственным глазам, а верил исключительно тому, что ему говорят другие?

Как можно внушить человеку, что черное - это белое? Добиться, чтобы внушаемый не верил собственным глазам, а верил исключительно тому, что ему говорят другие?

Кажется невероятным, что такое возможно, однако действительность убеждает нас в обратном. И существуют вполне конкретные технологии внушения и гипноза, позволяющие вполне нормального человека (не слабоумного, а обычного, каких миллионы) погрузить в состояние, схожее с гипнотическим трансом, где он будет находиться в другой реальности и верить, что она – настоящая.

Технология зомбирования состоит из нескольких шагов:

1. Внушить человеку, что он постоянно ошибается;

2. Заставить поверить – с помощью заранее подготовленных манипуляций - что другие люди значительно умнее его;

3. Привести к выводу: «Я должен ориентироваться на их мнение, они лучше знают»;

4. Продемонстрировать, как эти другие «умные» уверенно называют черное белым.

После этого человек, подлежащий зомбированию, уже перестает верить своим глазам и повторяет, как попугай, за «умными людьми», что черное – это белое, поскольку просто боится выглядеть идиотом.

Такие опыты проводились психологами в реальной жизни. Приглашали «с улицы» человека, назовем его Сергей, и предлагали ответить на несколько вопросов- тестов вместе с группой незнакомых ему людей.

Вопросы умышленно подбирались достаточно сложными для того, чтобы случайно выбранный человек не мог на них правильно ответить. А люди, сидящие с Сергеем за одним столом, были заранее проинформированы, какие варианты ответов являются правильными.

В результате Сергей видит, что на пять предложенных вопросов вся группа дружно дает верные ответы, а он - ошибся все пять раз. На этом этапе Сергей начинает верить, что остальные члены группы интеллектуально превосходят его.

Затем на стол, находящийся на другом конце комнаты, кладут черный шар и спрашивают по очереди у всех членов группы: «Какого цвета шар?»

Вся группа отвечает так, как было оговорено заранее: «Шар белый». Последним спрашивают Сергея. Он прекрасно видит, что шар – черного цвета, но уже сильно сомневается в своей адекватности и верит людям из группы, считая их умнее себя. Поэтому Сергей повторяет за остальными, говоря: «Шар – белый».

После этого шар кладут на тот стол, за которым сидит группа, и спрашивают человека рядом с Сергеем: «Какого цвета шар?». Тот отвечает «черный», и Сергей повторяет: «Да, шар черный». Ведущий делает вид, что удивляется: «Но на том столе шар был белый?», на что Сергей, чуть смутившись, отвечает: «На том столе был – белый, а сейчас – черный». Ведущий перекладывает шар на дальний стол, где тот волшебным образом снова превращается в белый. Чудеса, да и только!

К участию в таких экспериментах привлекали адекватных взрослых людей, которые не могли не понимать, что так не бывает – чтобы один и тот же предмет менял цвета, как хамелеон, просто так, ни с того, ни с сего, находясь в комнате с обычным постоянным освещением. Понятно, что если бы перед Сергеем сразу положили черный шар и спросили: «Какого он цвета?» - ему бы и в голову не пришло ответить: «Белый».

Но стоило провести небольшую манипуляцию сознанием: всего пять тестов с вопросами, на которые Сергей не смог ответить - и этого хватило, чтобы человек с нормальными умственными способностями безоговорочно принял чужое мнение и отказывался верить собственным глазам.

Параллели провести нетрудно: помните это знаменитое высказывание известной чиновницы, что «люди – не специалисты?» Нам очень стараются внушить, что мы ничего не понимаем и должны просто доверять тем, кто якобы нас умнее. Здесь применяется еще одновременно несколько других приемов:

· Многократное повторение,

· Игра на эмоциях,

· Агрессия, травля тех, кто имеет иное мнение (накалу агрессии в немалой степени помогают многочисленные скандальные шоу, которыми сейчас нашпигована практически вся эфирная сетка),

· Наклеивание ярлыков.

Подробнее все эти приемы я разбирала в цикле статей «Как работает пропаганда».

А здесь мне хочется найти ответ на другой вопрос: мог ли Сергей вовремя выскочить из мышеловки гипноза?

Я склоняюсь к ответу, что всё-таки мог. Он вполне мог задать себе, например, такие вопросы:

1. Да, эти люди ответили правильно на все пять тестов, а я – не смог. Но разве из этого следует, что они умнее меня во всем? В жизни существует великое множество вопросов, разве правильно судить об интеллекте человека по всего лишь пяти ответам?

2. У меня всё в порядке со зрением, дальтонизмом я не страдаю. Значит, если я вижу черный цвет – то это и есть черный. А что я знаю о зрении окружающих меня людей?

3. Я адекватно воспринимаю действительность, болезней психики и галлюцинаций у меня никогда не было, это мне доподлинно известно. А что мне известно об адекватности тех, кто сидит со мной за этим столом?

4. Наконец, я вообще могу быть уверен, что окружающие меня люди так же, как и я, набраны из случайных прохожих? Мне точно известно, что они впервые в этой комнате и незнакомы с ведущим? Может быть, они только делают вид, что отвечают на вопросы, а на самом деле просто отрабатывают гонорар?

К сожалению, большинство участников эксперимента не задавали себе никаких вопросов и ловились на удочку.

Почему так получается – что современному человеку, образованному, умеющему мыслить – так легко внушить практически что угодно? Делитесь своими мнениями в комментариях!

Благодарю за внимание!

Всем добра!