Сегодня делюсь второй частью моего списка любимых советских фильмов.
💙 "Москва слезам не верит"
реж. В. Меньшов, 1979 // Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Алексей Баталов
Один из самых популярных советских фильмов, получивший в 1981 году премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Он был не горячо и не так приветливо встречен кинематографическим сообществом в момент выхода, но занял прочное место в душе миллионов зрителей.
Собираясь написать о том, что это пример истории о безусловно сильной женщине, я задумалась, что советский кинематограф в целом выстраивался вокруг образа сильной женщины. В этом нет ничего удивительного, ведь послевоенные годы требовали именно от «слабого пола» взять на себя труд по восстановлению привычной, обычной жизни.
В этом фильме главная героиня — Катя Тихомирова — сквозь трудности пытается выстроить свою счастливую жизнь.
“В сорок лет жизнь только начинается, это я уж теперь точно знаю!”
💙 "Раба любви"
реж. Н. Михалков, 1975 // Елена Соловей, Родион Нахапетов, Александр Калягин, Олег Басилашвили
Крайне актуальная в наши дни картина Никиты Михалкова, обрамленная невероятной красоты музыкой Эдуарда Артемьева. Она абсолютно заслуженно входит в золотой фонд советского кинематографа и считается одной из больших удач режиссера, хотя этот фильм изначально начинал снимать другой выпускник ВГИКа, а Никита Сергеевич подхватил порученную ему работу и создавал свой шедевр практически без бюджета.
Считается, что в основу сценария легла интерпретация биографии русской актрисы Веры Холодной. Страну разрывает гражданская война, а кинематографисты на этом фоне пытаются продолжать свою работу и определяться со своим местом в новом мире.
В этой картине один из самых великих финалов. Однако знаменитая фраза героини претерпела изменения на озвучке. Изначально кадр был снят со словами «Господа, это ошибка».
"Вы звери, господа!"
💙 "Вокзал для двоих"
реж. Э. Рязанов, 1982 // Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков
Этот фильм — один из «трилогии о любви» Эльдара Рязанова с блестящими актерскими работами Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко. Режиссер замечал, однако, отличие от предыдущих работ: «Это был наш первый сюжет, который не основывается на парадоксе. В нем нет невероятных, исключительных ситуаций, перевертышей. Больше того, в основе фабулы нет никаких комедийных обстоятельств, никакой анекдотической путаницы. Отсутствуют также и чудачества характеров». (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
История эта разворачивается на ничем непримечательной железнодорожной станции, а светлое чувство возникает из взаимной неприязни главных героев.
Один из моих обожаемых эпизодов здесь — когда героиня Людмилы Гурченко провожает возлюбленного на поезд, а затем покидает перон. Сколько в этой проходке актрисы чувства и боли.
Людмила Марковна на самом деле оказала серьёзное влияние на создание этого фильма. Помимо непосредственно воплощения роли Веры, она также правила диалоги, добиваясь их естественного звучания, корректировала внешний вид героев и мизансцены.
«Так вот, если первым камертоном в постановке фильма послужила жизненная реальность, с которой мы знакомились в процессе съемок, то вторым камертоном, определяющим человеческую правду характеров и отношений, стала Людмила Гурченко. Приглашая её на роль, я, честно говоря, не подозревал, с кем мне предстоит иметь дело. Понимал, что главную роль будет играть замечательная актриса, но что в группе появится атомный реактор, конечно, не предполагал». (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
💙 "Влюблен по собственному желанию"
реж. С. Микаэлян, 1982 // Олег Янковский, Евгения Глушенко
История о бывшем спортсмене, а ныне заводском рабочем и сотруднице библиотеки. Они знакомятся при весьма обыденных обстоятельствах, а жизнь позволяет узнать друг друга лучше. Герои фильма, кажется, настолько противоположны, что возникновение нежных чувств просто невозможно. Но не стоит недооценивать силу любви.
Это очень теплое и забавное кино. А блестящий дуэт любимых артистов — Олега Янковского и Евгении Глушенко — не оставляет равнодушным даже самого скептичного зрителя.
Ты знаешь, один писатель сказал: «Люди напоминают собой стадо дикобразов, бредущих по холодной ледяной равнине. Им холодно, они жмутся друг к другу и колют друг друга своими иглами».
💙 "Ещё раз про любовь"
реж. Г. Натансон, 1967 // Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Олег Ефремов, Елена Королёва
Трагический финал завершает эту чувственную историю любви стюардессы Наташи и физика Электрона. Их плавно, но страстно развивающиеся отношения, кажется, преодолели достаточно испытаний и сомнений, но судьба распорядилась иначе.
Картины могло и не быть, так как функционеры от Госкино отказывались давать разрешение на съемку. Эта история, написанная Э. Радзинским и поставленная ведущими режиссерами в театрах, казалась редакционной комиссии слишком откровенной и не соответствующей моральному облику советского общества. Однако спустя время разрешение всё-таки было получено режиссером.
Татьяна Доронина перед тем, как сняться в картине Георгия Натансона примерила на себя роль Наташи на сцене родного Большого Драматического Театра, где эта пьеса была поставлена за 3 года до премьеры фильма.
— Один товарищ называет меня лучшей девушкой Москвы и Московской области.
— Он дурак. Вы лучшая девушка в СССР.
💙 "Серёжа"
реж. Г. Данелия, И. Таланкин, 1960 // Борис Бархатов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева
Очаровательное кино о детстве, маленьких радостях и больших проказах. Но и о первом большом ударе. Жизнь Серёжи меняется с появлением отчима, который принимает мальчика как родного сына. И это, пожалуй, одна из самых пронзительных и трогательных подобных историй.
Эта картина оказалась одной из тех, что определили лицо советского кинематографа периода "оттепели". Сценарий к ней был написан Игорем Таланкиным по мотивам повести Веры Пановой «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика».
— Пусть сначала дорастет до этого Петра Ильича, а потом критикует.
— Да он уже давно умственно перерос Петра Ильича, и не по какой педагогике нельзя взыскивать с парня за то, что он дурака назвал дураком.
💙 "Однажды двадцать лет спустя"
реж. Ю. Егоров, 1980 // Наталья Гундарева, Виктор Проскурин
Этот фильм построен на зарисовках-воспоминаниях главной героини — многодетной мамы. Надя Круглова спустя двадцать лет встречается со своими одноклассниками, и пока каждый из них рассказывает о своих достижениях, она вспоминает свою жизнь. Она мать-героиня. И ответить на вопрос о главном достижении в жизни изначально кажется ей затруднительным, но в конце оказывается, что этот вопрос в общем-то и необязательный, когда тебя окружают дети.
Для меня эта картина строится не вокруг невероятного счастья материнства или конкретных радостей жизни, а вокруг того, что каждый из нас имеет право на свои главные «достижения». Люди способны реализовывать себя так, как им больше по душе, и они могут вкладывать свой индивидуальный смысл в собственное существование.
— Вот так вот. Разбегутся когда-нибудь от нас наши детки, и останемся мы с тобой одни.
— Не одни, а вдвоем. Разница, елки.
💙 "Опасный возраст"
реж. А. Прошкин, 1981 // Алиса Фрейндлих, Юозас Будрайтис, Антон Табаков
Этот телевизионный фильм, оформленный прекраснейшей музыкой Эдуарда Артемьева, снят без невероятных художественных изысков, но при этом поражает психологической глубиной. Семья Родимцевых проходит через кризис: супругам кажется, что они потеряли общий язык и больше не хотят быть вместе, а их сын, как это часто бывает, воспринимает этот факт очень болезненно.
Но на самом деле это очень светлая и добрая история потому, что события, разворачивающиеся по ходу сюжета, лишь временны, так как главные герои вступили в так называемый "опасный возраст". В конце же оказывается, что настоящее чувство не умирает, оно может лишь затихнуть на короткое время, а потом вспыхнуть вновь.
💙 "Дом, в котором я живу"
реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель, 1957 // Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Жанна Болотова, Владимир Земляникин
Всё начинается с заселения двух семей в одну коммунальную квартиру на окраине Москвы, и таким образом их судьбы переплетаются. Герои этого фильма чувствуют, живут, любят, но в их повседневность врывается война и не только нарушает привычный ход вещей, но и полностью переписывает истории их жизни.
Это такой калейдоскоп человеческих чувств и трагедий, и в этом случае оказывается невозможным не сопереживать каждому герою этой картины.
— Она жена другого человека.
— А я люблю её! Ясно!
💙 "Поездки на старом автомобиле"
реж. П. Фоменко, 1985 // Людмила Максакова, Андрей Болтнев, Людмила Аринина, Елена Караджова, Лариса Удовиченко
Эта история развивается вокруг двух героев «не от мира сего». Он — футбольный судья, а она — театральный режиссер. Кажется, что у них может быть общего? А ведь может! У каждого из них удивительно поэтичное восприятие жизни. И если у Зои Павловны это весьма объяснимо, то герой Андрея Болтнева весьма неожиданно проявляет себя с такой стороны. А ещё они связаны общим внуком...
Это кино, как и большинство работ режиссера, обладает необыкновенной парадоксальностью и образностью. Творческий тандем с Людмилой Максаковой, перекочевавший с театральных подмостков, позволяет в этой картине воплотиться музыкальности и так называемому "легкому дыханию" , которые присущи художественному миру Петра Фоменко.
Продолжение следует...