По данным Всемирной организации здравоохранения, мужчины производят от 39 до 929 миллионов одноклеточных «головастиков» за одно семяизвержение. Но как много вы знаете об этих смешных извилистых клетках? Каковы были шансы, что на свет появитесь именно вы, сколько в сперме полезных (или не очень) веществ, зачем ее есть, как связана плодовитость и размер трусов, зависит ли качество спермы от национальности и вообще что в «голове» у сперматозоида?
Сама сперма состоит из двух частей, тут никаких секретов. Первая — сперматозоиды (самые маленькие клетки в нашем организме) один из которых стал вами. Если грубо, то эти «головастики» состоят из головки, в которой находятся 23 хромосомы, шеи и хвоста, с помощью которого они передвигаются. Более 80% из них имеют дефекты. Среди прочих попадаются натуральные толстяки, некоторые бывают с двумя жгутиками или вообще без них, у других бывает по две головки. Разумеется, у таких нет ни единого шанса встретить яйцеклетку. Зато у них есть возможность стать фотомоделью: группа австрийских биологов в 2002 году устроила настоящую выставку из некондиционных сперматозоидов.
Для оплодотворения достаточно около 10 миллионов сперматозоидов, хотя выделяется их в несколько раз больше. Если выстроить в шеренгу всех сперматозоидов от одной эякуляции, то очередь растянется в среднем на 10 километров. Правда, это с учетом как качественных, так и «бракованных» сперматозоидов. В 2014 году ученые Стэнфорда выяснили, есть ли связь между качеством спермы и национальностью. Таки есть: у шотландцев больше всего активных сперматозоидов, следом идут турки с финнами, за ними французы и датчане.
Вторая составляющая спермы — семенная жидкость. Это и химическая защита сперматозоидов от атаки местного иммунитета влагалища, и источник питательных веществ. Сперма содержит 85-97% воды и 3-15% сухих веществ. Сухой остаток на 90% состоит из белков и липидов. В сперме широко представлены биологически активные вещества: ферменты, антагглютинины, простагландины, гормоны, в сухом веществе спермы около 1% золы. Зольная часть содержит фосфор, кальций, магний, калий, натрий, хлор, цинк, железо, медь и ряд других элементов.
Бытует мнение, что для женского (и не только) организма прием спермы внутрь (в смысле, орально) полезен. Но поверьте, вашей подруге придется проглотить более сотни эякулятов, чтобы она почувствовала какую-либо терапевтическую пользу. А чтобы получить дневную дозу витамина С, ей придется употребить более двух литров спермы. Кстати, в отличие от приема внутрь, наружное применение спермы — многомиллионный бизнес. Стоимость 50-граммовой баночки крема для лица со спермой варьируется от 200 до 1 000 долларов США.
Во время семяизвержения сперматозоиды достигают скорости в 70 км/ч, но это первое и последнее их столь скоростное путешествие. Мы привыкли считать, что все они гурьбой, как олимпийские пловцы, гребут в сторону яйцеклетки, но это не так. Одни из них движутся прямо (но не значит в сторону яйцеклетки), другие зачастую по кругу, третьи вообще не шевелятся. Как шутят биологи, маршрут сперматозоидов больше похож на военную полосу препятствий, а не на гонку по шоссе. Фактически, большая часть двигательной работы в начале пути выполняется мышцами матки. Она подталкивает сперму к фаллопиевым трубам, по направлению к яйцеклетке.
Скорость сперматозоидов невероятно высокая, но уже не такая, как при семяизвержении: в среднем они преодолевают от 1 до 4 миллиметров за минуту. Медленно? Учтите, что размер сперматозоида не превышает 0,055 мм. Сперматозоидам приходится проплыть путь длиною в 175 мм, на что в теории им должно хватить меньше часа с перекурами. На деле же путь занимает в среднем до четырех дней.
Когда дело доходит до проникновения в яйцеклетку, в женском организме происходит взрыв гормона прогестерона. Он побуждает уставшие от путешествия мужские клетки судорожно покачивать своими маленькими хвостиками, чтобы преодолеть защитную мембрану яйцеклетки. Как только кто-то из них прорывается через слой белков, этот слой блокирует прохождение большего количества сперматозоидов. Но если в яйцеклетку попадает слишком много сперматозоидов, два или более, они могут прорвать этот слой и в конечном итоге повторно оплодотворить яйцеклетку. Это называется полиспермия, и это очень плохо. Когда яйцеклетка заполняется лишними отцовскими хромосомами, происходит растягивание микроканальцев, которые несут ответственность за создание веретена вследствие деления клетки. Увеличивается риск мутаций ДНК, состояний мозга, таких как синдром Дауна, или потенциально фатальных дефектов сердца, позвоночника и черепа.
Количество яйцеклеток у женщины ограничено, в период полового созревания их около 500 тысяч, и численность сокращается с каждым месячным циклом в среднем на тысячу. У мужчин все иначе. Производство сперматозоидов, или сперматогенез, процесс бесконечный, но качество и подвижность сперматозоидов с возрастом снижается. Более того, в исследовании, проведенном в 2017 году в Швеции с участием 1,4 миллиона человек, была обнаружена линейная зависимость между возрастом мужчины и вероятностью того, что его дети родятся с генетической мутацией, которой не имеет ни один из родителей.
И напоследок пару слов о трусах. Исследование 2016 года ученых из Принстона показало небольшую разницу в количестве активных сперматозоидов в зависимости от выбора нижнего белья. В частности, в исследовании утверждалось, что чем плотнее белье прижимает к телу мошонку, тем выше растет температура внутри нее. Оптимальная температура для сперматозоидов — 31-35 градусов Цельсия, все, что выше — губительно. В тоже время другое исследование 2018 года показало, что у мужчин, предпочитающих трусы-боксеры на 17% больше спермы. Правда, авторы предупредили, что их результаты не учитывают другие факторы, влияющие на выработку спермы, такие как тип штанов или материал белья.