Good day, дорогой читатель! Меня зовут Миля и я преподаватель английского языка в онлайн-школе подготовки к ЕГЭ «Новая Школа».
Сегодня мы пошагово разберем сложное задание №40 — эссе на основе таблицы или графика. Оно также является самым «богатым» заданием и дарит нам целых 14 баллов.
Рекомендую приступать к выполнению второй части сразу после аудирования, пока голова еще свежая и хорошо генерирует идеи. Делюсь своим алгоритмом выполнения заданий на ЕГЭ:
Как выглядит задание №40 в КИМ ЕГЭ
40.1. Imagine that you are doing a project on why computer games are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with playing computer games and suggest a way of solving it;
– conclude by giving your opinion on the role of computer games in a teenager’s life.
40.2. Imagine that you are doing a project on why teenagers take a part-time job in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the diagram below).
Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with a part-time job and suggest a way of solving it;
– conclude by giving your opinion on the role of a part-time job in teenagers’ life.
Источник: ЕГЭ по английскому языку 2022. Досрочная волна. Урал.
______________________________________________________________
Таким образом, нам дают на выбор две темы. По сложности описание таблицы и графика никак не отличаются, поэтому стоит выбрать ту тему, по которой вы лучше владеете лексикой, вам легче сформулировать проблему, решение и заключение.
Подробный список лексических тем, на которые может «попасться» эссе, указан в кодификаторе. Вот он в кратком виде:
- Домашние обязанности;
- Здоровый образ жизни;
- Общение и отношения;
- Хобби;
- Образование;
- Карьера;
- Жизнь в городе и селе;
- Проблемы экологии;
- Путешествия;
- Иностранные языки;
- Научно-технический прогресс;
- Праздники и традиции.
Пошаговое написание
Шаг 1.
Проводим мозговой штурм: нужно прочитать задания 40.1 и 40.2, подумать над возможными проблемами и решениями для обеих тем и выбрать ту, которая для вас кажется более легкой. Затем в черновике следует написать синонимы для слов, которые будут часто употребляться (пример: teenagers—adolescents—young people—the youth). Наконец, следует распределить 5 показателей из таблицы или диаграммы по двум абзацам, чтобы не было повторов: 2-3 факта для второго абзаца и 1-2 сравнения для третьего.
Шаг 2.
Пишем первый абзац: если вы воспользуетесь шаблоном, которым я делюсь ниже, никаких проблем не возникнет. Во вступлении необходимо упомянуть, что вы выполняете проектную работу, указать ее тему и/или цель (тему перефразировать не обязательно), а также указать, что вы нашли статистические данные по теме и собираетесь их описать.
Шаг 3.
Второй абзац: здесь нужно описать любые два-три факта из данных в таблице/диаграмме с указанием процентов (числительные пишем цифрами: 25%). Важно ссылаться на используемую таблицу/диаграмму, чтобы было понятно, откуда эти факты взяты, поэтому в шаблон я уже включила все нужные фразы. Удобнее всего в этом абзаце привести 1-ый, 3-ий и 5-ый показатели, а 2-ой и 4-ый сравнить в следующем абзаце.
Шаг 4.
Третий абзац: сравниваем показатели между собой. Сравнение предполагает использование либо сравнительных конструкций («while/whereas/as…as» и т.п.), либо сравнительной и превосходной степеней прилагательных («more/less/lower/higher»). Достаточно 1-2 сравнений. Также нужно дать небольшой комментарий к проводимому сравнению: например, разница в показателях вас удивила или, наоборот, показалась вам очевидной. Ниже я привожу пример эссе, из которого станет ясно, каким может быть комментарий.
Шаг 5.
Четвертый абзац: внимательно читаем формулировку 4-го пункта в задании и описываем любую потенциальную проблему, связанную с темой. Она не обязательно должна вытекать из таблицы, можно привести пример «из жизни». Затем предлагаем решение этой проблемы. Проблема должна быть реальной, не абсурдной, а решение — конкретным и выполнимым.
Шаг 6.
Пятый абзац: внимательно читаем формулировку 5-го пункта и ясно выражаем свое мнение по теме. Обязательно должны быть использованы такие фразы, как «я считаю/по моему мнению» и т.п.
Шаг 7.
Перед тем, как переписать текст в бланк, внимательно перечитайте его, проверьте на орфографические ошибки, пересчитайте количество слов. Допустимый объем слов: 180-275 (рекомендуемый: 200-250).
Критерии оценивания
Проверку работы эксперт начинает с подсчёта слов. Если у вас менее 180 слов, вы автоматически получите 0 баллов за задание. Если у вас более 275 слов, проверке подлежат только первые 250, то есть эссе останется без заключительной части. Подсчёт слов производится «от пробела до пробела» (30% — 1 слово; 30 percent — 2 слова; 30 per cent — 3 слова).
Критерий 1: решение коммуникативной задачи (максимум — 3 балла)
- Вступление соответствует теме проектной работы (указана тема проекта и/или его цель).
- 2-3 факта из таблицы/графика приведены (есть ссылка на таблицу/график и приведены цифры).
- 1-2 сравнения и комментарий даны (5 фактов из таблицы/диаграммы должны быть распределены между абзацами 2 и 3).
- Возможная проблема, связанная с темой, приведена, ее решение дано.
- Мнение автора по теме выражено.
- Соблюден нейтральный стиль (нет риторических вопросов/восклицаний; разговорных слов и выражений; сокращений).
Критерий 2: организация текста (максимум — 3 балла)
- Отсутствуют логические, фактические ошибки.
- Текст верно разделен на абзацы (1 пункт плана из задания = 1 абзац).
- Использованы средства логической связи (слова-связки, переходы между абзацами).
Типичные ошибки:
- Ученики используют «he», когда говорят о любом человеке (надо: he/she; he or she; they). Пример: «If a person wants to be fit, he or she should eat healthy food and do sports.»
- Начинать предложения с союзов But, And, Or, Because нельзя. Нужно заменить их на However/Nevertheless, Moreover/Furthermore и т.д. С этих слов нельзя начинать абзацы, для этого используем другие вводные фразы.
Критерий 3: лексика (максимум — 3 балла)
Используемая лексика соответствует уровню В2, есть синонимы, антонимы, допущено не более 1-ой лексической ошибки.
4. Грамматика (максимум — 3 балла)
(использовать сложные предложения, конструкции)
Используемые грамматические конструкции соответствуют уровню В2, есть сложные предложения, допущено не более 2-х грамматических ошибок.
5. Орфография и пунктуация (максимум — 2 балла)
- Слова написаны верно, не смешиваются британский и американский варианты написания (не более 1-ой ошибки)
- Есть запятые после вводных фраз, между однородными членами, есть точки в конце предложений. (не более 1-ой ошибки)
Мое эссе с досрочного этапа ЕГЭ 2022
40.1. These days the topic of playing video games results in a great discussion in society. While doing a project on the reasons for computer games’ popularity among teenagers in Zetland, I found a table containing some relevant data. In this essay I am going to analyse it and present my conclusions.
According to the results of the opinion polls shown in the table, it may be noticed that the largest group of the respondents play computer games for entertainment (46%, to be exact). Improving mental skills is not a widespread reason for gaming among Zetland’s adolescents (13%), whereas seeking relaxation appears to be the least popular purpose with mere 9%.
The data analysis reveals only a slight difference between the percentage of those who improve their mental skills and those who develop hand-eye coordination (11%) with the help of computer games. By contrast, looking for entertainment is more than twice as popular as making new friends (21%), which is surprising because video games are widely used as a means of communication among young people.
It is important to emphasise one issue that is often associated with playing computer games — addiction to them. The best way to solve this problem is to find other hobbies so that there is less time for sitting in front of the screen.
In conclusion, I would like to say that despite some problems that may arise, video games play a significant role in a teenager’s life. I believe they are a great source of inspiration and help the youth to develop in various spheres.
(259 слов)
Результаты ЕГЭ-2022:
Эссе отвечает всем требованиям и было оценено в 14/14 баллов. Шаблон себя хорошо зарекомендовал и среди моих учеников:
Для лучшего понимания, как выполнять задание 40, советую посмотреть мой мини-урок на эту тему: https://youtu.be/25N84BMkenY. Благодарю за прочтение и желаю успехов!
Использованы материалы ФИПИ: Открытый вариант ЕГЭ 2022 по английскому языку, Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года.