Найти тему
ВОЕНВЕД

Советским рабочим запрещали менять предприятия

"Было время и цены снижали", как пел В.Высоцкий. А было время, когда с текучкой кадров в Советском Союзе боролись самым радикальным способом. Некоторые кадры норовили поступить неразумно, смели выбирать себе место работы, курсировали по предприятиям, выбирали себе места получше, с благоприятными условиями труда. А как быть с заводами, где условий нет? Кто на них будет работать? Ведь в условиях плановой экономики важно любое предприятие, и передовое и отстающее по всем показателям.

Источник: photochronograph.ru
Источник: photochronograph.ru

Одной из главных проблем Сталинградского тракторного завода стала текучесть кадров. Только за 1931 год на завод было принято 20.765 человек, а уволилось 16.158, наличный среднегодовой состав завода — 10.000 работников. Многие места были вакантны, но рабочие не стремились задерживаться на Сталинградском тракторном, условия труда не важные, оборудование постоянно выходит из строя, кормят в столовой так себе, вместо обещанных общежитий — землянки.

Для предотвращения текучести кадров было придумано самозакрепление на заводе до конца пятилетки, но несознательных работников все эти ранее взятые на себя обязательства не останавливали, с завода они "утекали".

-2

Нарком танкостроения В.А.Малышев вспоминал:

"Далее разговор зашел о текучести рабочих. После довольно жарких споров т. Сталин предложил издать закон о запрещении самовольных переходов рабочих и служащих с предприятия на предприятие. Т. Сталин сказал: «Надо обуздать 10-15% лодырей, рвачей, летунов, которые путают нам все карты. Мы должны научиться сами регулировать рабочую силу в народном хозяйстве. А тех, кто будет нарушать этот закон, надо садить в тюрьму".

В 1938 году по стране прокатилась мощная пропагандистская кампания, инициированная партией. В газете "Правда" стали появляться статьи стахановцев, мастеров, директоров фабрик и заводов, которые клеймили лодырей, прогульщиков и "летунов". В этих статьях передовики писали, что на некоторых предприятиях текучесть составляет более 50% в год и призывали бороться с ней. Они требовали самых суровых мер по отношению к "рвачам, перебегающим с места на место в погоне за длинным рублём".

20 декабря 1938 года вышло Постановление СНК "О введении трудовых книжек". Теперь, согласно этому положению на работу принимались работники только с трудовыми книжками. Трудовые книжки сдавались в отдел кадров. Если работник увольнялся — в них писали причину увольнения. Некоторые причины превращали трудовые книжки в "волчьи билеты", с которыми на работу никуда не примут.

Любопытно, но идея трудовых книжек была позаимствована у гитлеровской Германии, однако в немецких трудовых книжках не указывали причину увольнения, это было советским "ноу-хау".

28 декабря 1938 года вышло в свет Постановление СНК, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле". В нем говорилось, что для лодырей, прогульщиков и "рвачей, обманывающих государство", увольнение с предприятий за нарушение трудовой дисциплины "не является сколько-нибудь действенным наказанием, так как в большинстве случаев они немедленно устраиваются на работу на других предприятиях".

Источник: cameralabs.org
Источник: cameralabs.org

Постановление грозило за "неприятие мер по укреплению трудовой дисциплины руководители предприятий, учреждений, цехов, отделов должны привлекаться к ответственности, вплоть до снятия с работы и предания суду". В этом же Постановлении прописывалась еще одна строгая мера — увольнение с работы за 4 опоздания в течении 2 месяцев. Получить замечание за опоздание было легко, ведь обеденный перерыв был сокращен с 45 минут до 20-30, в столовые скапливались очереди, некоторые работники не успевали пообедать. Появилась повсеместная практика обедов на месте, тем, что работник принес из дома.

Был нанесен удар и по социальному страхованию. В газетах стали появляться заметки, в которых говорилось, что "в соцстрахе деньгами бросаются направо и налево", а бюллетени по болезни "порой врачами выдаются бесконтрольно". Инициативные трудящиеся выдвигали требования урезать декретный отпуск у женщин, дескать, 56 дней отпуска до родов и 56 дней отпуска после родов — многовато и расхолаживает работниц. И в закон от 1936 года внесли изменения. Теперь женщинам полагался декретный отпуск 35 дней до родов и 28 дней после.

Заодно "порезали" и пособие по болезни. Теперь оно выдавалось в 100% только тем, кто проработал более 6 лет на одном предприятии. Проработавшим до 2 лет полагалось лишь 50% пособия. При этом работники, не являвшиеся членами профсоюза, получали пособие в половинном размере от этих норм.

Источник: foto-history.livejournal.com
Источник: foto-history.livejournal.com

Трудящимся без стажа было отказано в санаториях и домах отдыха. Путевки на отдых и лечение теперь предоставлялись лишь тем, кто проработал на одном предприятии не менее 2 лет.

Однако и эти меры помогали мало. Работники уходили, оставляя свои трудовые книжки в отделах кадров, а на новом месте устраивались без книжек (в условиях текучести работников — их брали, а книжку заводили новую).

Как сообщалось в "Правде", "на металлургических заводах лежат сотни трудовых книжек, не востребованных рабочими, ушедшими с производства. Всякими обходными путями прогульщики умудрялись устраиваться на других заводах, получая там новые трудовые книжки".

Более того, рабочие нашли лазейку в декабрьском Постановлении от 1938 год. На пленуме ВЦСПС Шверник жаловался, что рабочие "умышленно опаздывают на работу свыше 20 минут и на этом основании требуют увольнения с работы".

А директор московской обувной фабрики "Парижская коммуна" Ритман на том же пленуме ВЦСПС поделился случаем, когда жестянщик фабрики по фамилии Капустин требовал, согласно закону, уволить его за кражу. "Оказалось, что этот Капустин пытался унести четыре пары подошв, но был задержан. Хорошо разбираясь в тонкостях уголовного законодательства, он украл ровно столько, чтобы не попасть со своим мелким делом в народный суд, а отделаться решением товарищеского суда и одновременно улизнуть с фабрики".

В беседе с наркомом Малышевым Сталин заявил: "Наши профсоюзы развратили рабочих. Это не школа коммунизма, а школа рвачей. Профсоюзы натравливают рабочих против руководителей и потакают рваческим, иждивенческим тенденциям. Почему рабочие в капиталистических странах могут работать на капиталистов по 10-12 часов, а наши рабочие на своё родное государство должны работать 7 часов?.. Мы сделали большую ошибку, когда ввели 7-часовой рабочий день... Сейчас такое время, когда надо призвать рабочих на жертвы и ввести 8-часовой рабочий день без повышения оплаты".

И 26 июня 1940 года вышло Обращение ВЦСПС к рабочим и служащим, которое стало основанием для Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".

-5

Этим Указом увеличивалось среднее рабочее время на 33 часа в месяц. И повышены нормы выработки при снижении расценок. Но самое интересное значилось в 3 пункте Указа. Теперь самовольный переход с одного предприятия или учреждения на другое был запрещен. Рабочие и служащие, самовольно ушедшие с предприятий и учреждений, должны были предаваться суду и по приговору суда подвергаться тюремному заключению сроком от двух до четырёх месяцев.

За прогул без уважительной причины (опоздание на 20 минут) теперь следовало не увольнение, а исполнительно-трудовые работы по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% заработной платы.

Указ был встречен "единодушным одобрением трудящихся". В течение первого месяца действия Указа от 26 июня 1940 года было возбуждено 103 542 уголовных дела. За второе полугодие 1940 г. за самовольный уход с предприятий и учреждений, прогулы и опоздания было осуждено более 2 млн 90 тыс. человек, из которых свыше 1,7 миллиона отбывали 6-месячный исправительно-трудовой срок по месту работы.

Один из примеров. Прокурор Московского района Ленинграда сообщал, что работница-станочница Ремизова потребовала у администрации завода расчёт на основании того, что она "не согласна с условиями труда". За это Ремизова была приговорена к четырем месяцам тюрьмы и немедленно после судебного заседания арестована.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц