Здравствуйте! С вами Иван Помидоров. Сегодня рассказываю о Николае Щукине. Тема навеяна проектом, когда мы выбирали любимых певцов, а о нём не вспомнили.
Однажды в послевоенном Ростове-на-Дону, в молодёжном оркестре под управлением Иосифа Стельмана, появился новый солист. Надо сказать, что в то время Ростов был неофициальной столицей советского джаза. Ещё бы - именно в Ростов приехал из Харбина знаменитый джаз-оркестр Олега Лундстрема.
Так вот, новый солист был очень похож на иностранца. Молодой красавец, всегда шикарно одетый, с небольшим акцентом и бархатным баритоном. Представляю, столько осколков девичьих сердец приходилось подметать ростовским дворникам. Звали его Ника Стефан. Попутешествовав по различным филармониям, Ника (будучи уже очень известным певцом) обосновался в Киеве. Иосиф Кобзон вспоминал, что хотел попасть на концерт Ники, но не смог. Не было билетов. Была конная милиция, толпы восторженных девушек, море цветов, а билетов - увы.
Николай Щукин - "Аппассионата"
(Х. Винн — А. Янковска)
Откуда же взялся в послевоенном Советском Союзе этот пижон? Из каких райских краёв залетел? Да из армавирского детского дома, где ему придумали имя - Николай Щукин и дату рождения - 15 июня 1924 года. А псевдоним Ника Стефан придумал тот самый - Иосиф Стельман.
В пятнадцать лет Коля стал сыном кавалерийского полка, где научился играть на трубе. В 1944 году двадцатилетний старшина, кавалер двух орденов Славы был ранен в шестой раз. После этого Николая Щукина уволили из армии, у него отняли ногу. Может кто-то и пал бы духом, но только не бравый разведчик. Он просто взял и поступил в консерваторию. Правда, проучился недолго, понял, что опера - это не его. А его - это эстрада, песни. Немного джазовые, немного томные.
Как-то на концерте публика не отпускала Щукина, требовала ещё и ещё раз исполнить "Чужую милую". И так четыре раза. Лично мне томность песни Анатолия Горчинского нравится больше бодренького маршика на те же стихи Эдуарда Ханка.
Николай Щукин - "Чужая милая"
(А. Горчинский - Л. Татаренко)
На пятидесятые пришёлся пик известности и певца. В СССР отменили запрет на исполнение иностранных песен, и в репертуаре Николая Щукина они не могли не появиться. По мнению его современников, так петь шлягеры не мог никто на свете. Жаль, что записей того времени сохранилось совсем немного. Вообще удивительно, как мог исчезнуть из памяти кумир миллионов. Ведь помним же многих, а Николай Щукин просто исчез, не звучит даже в ретро передачах. Нигде.
Николай Щукин - "Вернись"
(Альберто Домингес, русский текст Гарольд Регистан)
В 1959 году Николай Щукин перебирается в Москву. Здесь он много работает. Выступает с оркестром под управлением джазового саксофониста Георгия Гараняна, ездит на гастроли, даже заграничные. На него смотрели уже как на мэтра, почти динозавра. А было ему всего тридцать пять. Всё такой же элегантный, такой же пижон. И никто не догадывался, как тяжело было стоять по два-три часа практически на одной ноге. Стоять, петь, улыбаться, очаровывать.
Николай Щукин - "Ветры весенние"
(М. Табачников - Я. Хелемский)
В шестидесятые - семидесятые постепенно меняется репертуар. Появляются военные песни. Не парадно-маршевые. Задушевные. Нет, прежние песни никуда не делись. И не могли. Ну как же можно обойтись без этого вкрадчиво-очаровывающего голоса? Николай Николаевич много работает, правда на его концертах уже нет конной милиции и толпы восторженных поклонниц. Им уже некогда, надо внуков нянчить. А их кумир всё так же элегантен, всё так же зачаровывает его баритон.
Николай Щукин - "Прости"
(А. Бабаджанян - Г. Регистан)
Николай Николаевич Щукин. Кумир миллионов. Томно-элегантный, утончённый, пижонистый. Талантливый певец. Мужественный, храбрый. Настоящий мужчина! Не стальной, сталь не выдержала бы то, что пережил этот человек. Сломалась бы. Говорят, что артист живёт, пока о нём помнят. Николай Щукин будет жить долго. В наших сердцах, в нашей памяти.