Роман "История одного города" полон аллегорий. Писатель, используя сторонние образы, обозначил свою позицию относительно пришествия на княжение Рюрика (эпизод произведения, когда глуповцы предлагают себя в подданные "глупому князю", который согласился властвовать ими при условии, что глуповцы будут отдавать ему свои пожитки), эпохи реформ и реакции (один градоначальник проводит реформы, которые, кстати, никоим образом не облегчают жизнь горожан, затем его преемник эти самые реформы отменяет). В романе присутствуют чрезвычайно яркие образы градоначальников, в которых могут угадываться некоторые черты русских правителей. В частности, один из последних градоначальников города Глупова, переименованного в Непреклонный, Угрюм-Бурчеев имеет общие черты с императором Николаем I, которого прозвали Николаем Палкиным.
1. Приверженность военным порядкам.
Николай I, согласно свидетельствам своих современников, мало интересовался гуманитарными науками, а также родами деятельности, которые так необходимы государю, экономикой, философией и пр. Из-за огромной разницы в возрасте с старшими братьями, Александром и Константином, при дворе его не рассматривали в качестве возможного будущего императора; Николая Павловича не подпускали к делам государственной важности. В таких случаях великим князьям достаётся свой малый удел - гвардия. Как только Николай I стал командиром бригады, он решил взяться за дисциплину в рядах армии. И прославился чередой скандалов, связанных с великокняжеской жестокостью по отношению к подчинённым. В "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина есть подобный сюжет. Прибыв в город, Угрюм-Бурчеев стал упражняться в введении дисциплинарных порядков, близких к абсурду, которые можно охарактеризовать одним словом - муштра. Безусловно, повествование приперчено гротеском и авторской иронией, это даёт полноту образа. Например, новоиспечённый градоначальник разделил семьи по возрасту и числу членов этой самой семьи: если у одной семьи шесть детей, а у другой четыре ребёнка, то необходимо забрать младенца из одной семьи и отдать другой - таков вердикт Угрюм-Бурчеева. В каждой семье нужно назначить шпиона, ответственного за наблюдение за должным исполнением распоряжений, а каждый вечер шпионы обязаны сдавать надлежащие рапорты начальству. В обычные дни, коих 363 в году, горожане работают с утра до вечера, а в праздничные даты, коих две, позволяется маршировать на плацу под личным командованием градоначальника. Автор отмечает любовь Угрюм-Бурчеева к проведению смотров и парадов. В свободное время он в одиночестве марширует на площади, притом добросовестно стегая себя кнутом. Стремление к армейской муштре присуще как литературному персонажу, так и русскому императору.
2. Аскетизм.
Известно, что Николай I, особенно на фоне других царственных особ, вёл подчёркнуто аскетичный образ жизни. Он предпочитал мундир величественной одежде самодержца Всероссийского. Кроме того, Николай Павлович спал на простой раскладушке, стоящей в его кабинете. Он всегда велел стелить себе постель именно в кабинете, поскольку после продолжительной работы он имел возможность отдохнуть несколько часов, не удаляясь от рабочего места. В произведении Салтыкова-Щедрина градоначальник тоже является приверженцем скромного образ жизни. И в этом, на первый взгляд, правильном деле, Угрюм-Бурчеев в своём исступлении доходит до крайности. Он держит свою семью в подвале, собственноручно подавая один раз в день на обед жене и детям чёрствого хлеба. А сам и вовсе спит на сырой земле, невзирая на дожди и грозы.
3. Поражение и скорый уход в небытие.
Николай I в конце своего правления проиграл Крымскую войну и вскоре умер. Считая, что его армия сильна и его мудрость безмерна, Николай Павлович не оставлял попыток захватить Константинополь и продолжал усугублять отношения с турками. Но неожиданно для русского императора на помощь Османской империи пришли англичане и французы, которые решили исход этой войны. Император тяжело переживал своё поражение. То же происходило и с Угрюм-Бурчеевым, когда он бросил вызов течению реки. Градоначальник подчинил себе всех глуповцев, но считал это недостаточным. Река не принимала во внимание его команду "Стой! Раз! Два!", поэтому экзальтированный в эту минуту Угрюм-Бурчеев распорядился об учреждении на реке плотины. Нечеловеческих усилий стоила жителям Глупова эта задумка начальства, но задача на первом этапе была выполнена. Угрюм-Бурчеев, любовавшийся на "произведение собственного гения", заметил, что водой затопило и город Глупов, и близлежащие деревни. Он воодушевился. А затем плотину прорвало, и река вновь была не в его, Угрюм-Бурчеева, власти. Расстроившись поражению в борьбе со стихией не на шутку, градоначальник покинул город, а потом и вовсе исчез.
4. Приход к власти.
Как уже написано в этой статье, возвышение Николая до монаршего статуса было неожиданно. Брат Александр I умер, другой брат Константин не горел желанием править. Тут и пришёл черёд Николая I. Кто бы мог подумать! Подобное же удивление у коллег Угрюм-Бурчеева вызвало его назначение на должность градоначальника. Ведь он ничем не выделялся, но заслужил доверие начальства по случаю "порубления указательного пальца" во имя преданности вышестоящему чиновнику. Начальник Угрюм-Бурчеева таким образом хотел проверить, по-настоящему ли его уважают подчинённые. Угрюм-Бурчеев же доказал свою преданность, и этим обязан неожиданному карьерному взлёту. Николай I тоже стал императором, когда ничто, казалось бы, этого не предвещало, хотя, конечно, Николай Павлович палец себе не рубил по этому случаю.
5. "Непреклонность".
Не зря Угрюм-Бурчеев переименовал (в этом он похож на большевиков) город Глупов в Непреклонный, а также отмечал учреждённый при нём же день Непреклонности. Непреклонность - главная добродетель в глазах градоначальника. Делай с горожанами что хочешь, а они устойчивы, тверды в своей вере в начальство. Непоколебимость была в ходу и у реальной фигуры российской истории - Николая I, который сделался ревностным защитником всех европейских монархий в борьбе против революций. Он отправлял войска, чтобы усмирить революционеров в других странах. Ввёл жесточайшую цензуру в России, подавил и лично расследовал Декабристское восстание. А затем казнил декабристов. Так он понимал "непреклонность". Таким твёрдым в своих намерениях он и остался в истории российского государства. А Угрюм-Бурчеев со своей "непреклонностью" остался в истории литературной, как замечательный образ сумасбродного чиновника.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.